Форум литературного общества Fabulae

Приглашаем литераторов и сочувствующих!

Вы не зашли.

#1 2020-04-30 17:06:56

Игорь Мангазеев
Участник
Откуда: Тверь
Зарегистрирован: 2007-09-21
Сообщений: 376
Вебсайт

АРХИПЕЛАГ ДК. Дворцовый проект Игоря Рожина

Стадионы «Динамо» в Ленинграде и имени Ленина в Лужниках, грандиозная высотка и здание нашего посольства в Варшаве, с полдюжины станций московского метро и планировка Зеленограда – эти знаковые архитектурные объекты известны едва ли не каждому. А соавтором этих архитектурных шедевров является уроженец Санкт-Петербурга Игорь Евгеньевич Рожин (1908 – 2005). Удивительно, но практически никто не связывает его имя с восемью Дворцами культуры, возведёнными в Кузбассе по его проекту.

В третьем номере журнала писателей России «Огни Кузбасса», выпущенном в 2019 году, опубликована моя статья «ДК-47, или Зодчий Константин Бартошевич» о восемнадцати Дворцах культуры, воздвигнутых в Кузбассе по двум самым востребованным в отечественной архитектуре «дворцовым» проектам. Девять из кузбасских дворцов проекта К.К. Бартошевича – со зрительным залом на 500 мест, и девять – на триста. А следующую строчку в рейтинге кузбасских ДК занимают дворцы со зрительным залом на 400 мест – и о них данная статья.
Все восемь построены по типовому проекту, разработанному Игорем Рожиным.

ХРОНОЛОГИЯ ОТКРЫТИЯ
1952. Осинники. ДК «Шахтёр».
1953. Белово, пос. Чертинский. ДК «Горняк» (снесён).
1953. Белово, пос. Бабанаково. ДК «Шахтёр».
1954. Сталинск, пос. Старокуйбышево. ДК им. Дзержинского.
1954. Анжеро-Судженск. ДК шахты № 9-15.
1955. Калтан. ДК «Энергетик».
1957. Прокопьевск. ДК завода «Электроаппарат» (ДК выгорел при пожаре, снесён весной 2020 года).
1957. Ленинск-Кузнецкий. ДК им. Ленина.

ФОТО. ДК имени Ленина в Ленинске-Кузнецком


Типовой проект № 7146 клуба со зрительным залом на 400 мест был разработан Рожиным в 1947 году, том самом, в котором проекты своих популярных ДК сотворил Бартошевич. Рожинский проект создавался под эгидой Государственных архитектурных мастерских, а спустя несколько лет он был упрощён согласно требованиям, изложенным в постановлении Совмина СССР от 9 мая 1950 года «О снижении стоимости строительства». Пересматривал его институт Гипрогор Министерства городского строительства СССР, а альбом проектных чертежей хранится в Российской национальной библиотеке в Петербурге. В Союзе ССР по этому проекту построено не менее 53 дворцов.

ОПТИМИСТИЧНЫЙ СТИЛЬ
В те годы градостроительство отличала приверженность к историческим стилям. Часто использовались симметричные объёмы с портиками в подражание классическим типам зданий – базиликам, театрам, триумфальным аркам. В их обновлённой версии звенел оптимизм великой Победы.
О сталинском ампире написаны десятки статей. Но для послевоенных лет этот стиль можно назвать чуть иначе – сталинско-ворошиловским, ведь в июне 1947 года зампред Совмина СССР маршал Климентий Ворошилов, курировавший дела архитектуры, возглавил по совместительству и Бюро культуры, существовавшее при Совмине до мая 1951-го. Так, «генерал от архитектуры» Иван Жолтовский, чьё имя в 1964 году присвоили одной из новых прокопьевских улиц, ещё в апреле 1947 года именно Ворошилову жаловался на неприемлемые условия работы своей мастерской-школы, готовящей «высококвалифицированных мастеров архитектуры из наиболее одарённых молодых архитекторов».

ФОТО: Игорь Евгеньевич Рожин


Партийные функционеры отвергали авангард, постмодерн и конструктивизм, но у Рожина хватало таланта сочетать несовместимое. Он – выпускник Ленинградского высшего художественно-технологического института (бывшая Императорская академия художеств), и через всё своё творчество сумел пронести традиции так называемой ленинградской школы. Уже до войны ярко проявились основные черты его архитектурного языка: ясность основного замысла, чёткое следование ему при внимательной прорисовке всех деталей, скупость средств.
При строгом и лаконичном решении главного фасада задний фасад неожиданно украшает великолепная круглая галерея-ротонда. Она-то и делает узнаваемыми дворцы проекта Рожина, в каком бы городе они не находились.

МЕСТНЫЙ КОЛОРИТ
Привязкой к местности и оформлением интерьеров занимались, как правило, местные архитекторы. К примеру, над оформлением Дворца культуры имени Ленина, построенного шахтой имени 7 Ноября, трудились художники под руководством известного ленинск-кузнецкого скульптора и художника Андрея Павловича Ёлкина.
Впрочем, корреспондент газеты «Кузнецкий рабочий» Вячеслав Паничкин в своей статье «Дворец на острове», опубликованной 15 февраля 2014 года, обвинил Рожина в том, что Дворец имени Дзержинского оказался на острове, окружённом зловонными стоками реки Абы. «Поскольку природного острова в Араличево не было, – сказывает Паничкин, – то зодчий решил прорыть вкруговую канал от близко протекавшей реки, как и было принято в городе на Неве. Невдомёк только было гиганту мысли, ни разу не нюхавшему абушкинской воды, что река Аба – совсем не Малая Невка».

ФОТО: Бывший ДК имени Дзержинского в Новокузнецке. Ныне МАУ «МКДК Куйбышевского района» в городе Новокузнецке


Увы, Паничкин изрядно сгустил краски, хотя запах воды из реки Абы до сего дня – устойчиво гнилостный, свидетельствующий о наличии застоявшихся сточных вод. Во-первых, индустриальные флагманы Киселёвска, Прокопьевска и Сталинска превратили чистую и рыбную реку Абу в сточную канаву через 10 лет после создания проекта ДК. (Паничкин вообще считает, что «Дворец на острове» выстроен в 1951 году). Заметим попутно, что Климентий Ворошилов как раз в 1957 году вошёл в «антипартийную группу» и тем самым ослабил своё влияние как политического тяжеловеса.
А во-вторых, выбор типового проекта – это важнейший, но только начальный этап. Привязывая здание к рельефу местности, необходимо отобрать геологические пробы, по ним узнать прочность почвы, её кислотность, пластичность, уровень грунтовых вод, и затем, исходя из этих параметров, определить тип фундамента. Наивно думать, что особенности поймы р. Абы сколько-нибудь интересовали преподавателя МАРХИ Игоря Рожина.
И несколько фраз о мистической составляющей проекта. Стоящий на Абе город Прокопьевск носит имя блаженного Прокопия Устюжского. А первый на Руси юродивый Христа ради так невыносимо пахнул, что от него, по промыслу Божию, отбегали даже уличные собаки. Напрасно в 1290 году целую неделю нелепый блаженный ходил по городу и призывал жителей каяться, возвещая Божий гнев на град Устюг: «За беззаконные неподобные дела зле погибнут огнем и водою».
Никто не слушал юродивого. Когда же разразилась буря, жители бросились в собор, где блаженный уже молился перед иконой Благовещения Пресвятой Богородицы. От иконы потекло благовонное миро и по храму распространилось благоухание. Видимо, и прокопьевская «чёрная раба» – чёрная р. Аба – будет пахнуть до тех пор, пока не покаются капитаны угледобычи и лица, властью облечённые.

ФОТО: Руины сносимого ДК ПЗША. Город Прокопьевск, 28 апреля 2020 года.
Пандемия в разгаре. Статуя вождя – в маске, предназначенной для защиты от коронавируса


…Памятным в жизни работников прокопьевского завода ЗОЛХ, переименованного в «Электроаппарат» 10 ноября 1957 года, стало в том же году торжественное празднование Дня шахтёра в новом Дворце культуры – красивом трёхэтажном здании с кинозалом, библиотекой, множеством комнат для занятий спортом, культурным и техническим творчеством. В мае 1966 года «Электроаппарат» был переименован в Прокопьевский завод шахтной автоматики (ПЗША). И дворец культуры стал называться ДК ПЗША. К сожалению, пару лет назад пожар уничтожил внутренние помещения дворца. Здание снесли в апреле 2020 года.

«СОВЕТСКИЙ СОЮЗ» О ЧЕРТИНЦАХ
А вот фотоснимок чертинского ДК «Горняк» уже в 1953 году, времени его постройки, попал на страницы журнала «Советский Союз», выпускавшемся на всех основных языках мира общим тиражом до 1,3 млн экземпляров. Машинист угольного комбайна «Донбасс» Виктор Кудасов в своей статье «Шахтерский посёлок в Сибири» благожелательно упомянул и об этом ДК: «Особенно хорош недавно построенный (четвёртый по счёту) большой клуб, на который государство израсходовало более 4 млн рублей».

ФОТО: ДК «Горняк» в Белово

ДК «Горняк», к сожалению, снесён, а ДК «Шахтёр» в беловском посёлке Бабанаково работает с полной нагрузкой, проводя мероприятия и в посёлке Чертинском.


ДОМ КУЛЬТУРЫ «ШАХТЁР»
Краевед и журналист Анатолий Цыряпкин в книге «Осинники» (1995 год) повествует о том, как в 1952 году запустили в эксплуатацию «красивейшее на то время монументальное здание», на фронтоне которого красовались треугольная символическая эмблема и надпись: ДК Шахтёр. По сторонам парадного крыльца стояли на возвышениях изваяния Ленина и Сталина (позднее на место «отца народов» установили скульптуру пионера). Открытие состоялось в День шахтёра.
А в 2015 году, незадолго до смерти Рожина, бывший директор этого ДК Людмила Звонарёва вынесла на суд общественности и свою книгу «История Дома культуры “Шахтёр”. XX век». Людмила Ивановна знакомила читателей с людьми, которые вводили жителей провинциального города в мир искусств. С тёплым чувством она вспоминает: «На 1-м этаже располагались билетная касса и две гардеробные комнаты, куда при входе сдавали не только верхнюю одежду, но и обувь. Проходить разрешалось только в лёгкой сменной обуви. Здесь же были зал для уроков классического танца и библиотека. На 2-м этаже – зрительный зал на 450 мест с балконом, на заднике сцены – зрительский экран, а перед ней просторная оркестровая яма. Пол в фойе перед зрительным залом был из дубового паркета и натирался мастикой вручную. На 3-м этаже справа располагался спортзал для занятий боксом... Слева – хореографический зал, оборудованный для занятий станками и зеркалами, кабинеты для самодеятельных коллективов».
Первыми руководителями творческих коллективов были люди образованные, талантливые, интеллигентные и самозабвенно-трудолюбивые. В ДК демонстрировались художественные и документальные фильмы, организовывались партийные и комсомольские конференции, пионерские слёты и торжественный приём в пионеры. Проводились все торжественные мероприятия, посвящённые профессиональным праздникам. А зимой в тёплое фойе набивалось на танцы до 600 человек.

ДВОРЕЦ «ЭНЕРГЕТИК»
В Калтане в 1947 году началось строительство ГРЭС. Стройку объявили комсомольской, и со всей страны в далёкий сибирский посёлок потянулась молодёжь. Телевидение сюда еще не проникло, поэтому клубная работа была очень востребована. 17 марта 1955 года торжественно открыли ДК «Энергетик».

ФОТО: ДК «Энергетик» в Калтане (задний фасад).


Для горожан это был настоящий праздник – жизнь в «Энергетике» бурлила с утра до вечера. В 1956 году по комсомольской путёвке во Дворец пришла работать Александра Петровна Зубкова. Красивая и талантливая, она отдала процветающему ДК тридцать лет жизни. А в 2011 году Дворец подвергся большой реконструкции. «Энергетик» со зрительным залом на 250 мест приобрел современный вид, в то же время строителям удалось сохранить часть лепнины. На строительно-монтажные работы отпустили 110 млн рублей, на приобретение оборудования – ещё 22 млн. «Энергетик» стал одним из наиболее оснащённых учреждений культуры Кузбасса. Дворец распахнул свои двери для сорока творческих и клубных (по интересам) коллективов, объединяющих все поколения.
«Энергетик» – самый южный из кузбасских ДК в рожинском «архипелаге» ДК.

ФОТО: Самый северный ДК Игоря Рожина в Кузбассе – это бывший ДК шахты № 9-15 в Анжеро-Судженске, до 2019 года в этом здании размещался филиал КемГУ.


ТАНДЕМ МАРШАЛА И ПИСАТЕЛЯ

Всё это прекрасно, но в угольном регионе Украины – Донбассе (в Сталинской и Ворошиловградской областях) рожинских дворцов настроено чуть ли не вдвое больше, чем в Кузбассе. По предварительным подсчётам, в Донбассе их четырнадцать. И ДК обеих проектов Бартошевича в Донбассе тоже больше: 41 здание против 18-ти кузбасских.
Как-то обидно! Неужто бывший начальник комбината «Кузбассуголь» Александр Задемидко, а он земляк Ворошилову, так легко и охотно уступал Александру Засядько из Горловки, министру углепрома с января 1947 года? Задемидко и сам в марте 55-го стал министром углепрома СССР, а с 1957 года возглавил Совнархоз Кемеровского экономического административного района.
Чем объяснить очевидный перекос в культурном строительстве?
А что мы, собственно, знаем о «первом маршале» Климе Ворошилове? Теперь его нередко называют стратегом, который не умел воевать, и военачальником, участвовавшим в репрессиях командного состава Красной армии. Для нашего же очерка существенно другое – то, что он родился на Екатеринославщине (ныне Луганская область) и с 10 лет работал сборщиком колчедана на Голубовском руднике. Он был живой легендой советской эпохи, его именем называли города и заводы, а нормы на звание ворошиловского стрелка сдавали целыми семьями. С марта 1953 года по май 1960-го Климентий Ефремович Ворошилов – председатель Президиума Верховного Совета СССР. Указы, подписанные именно им, во многом определяли картину «оттепели». Но легенда легендой, а соловья, как известно, баснями не кормят! Необходимо что-то более значимое, перед чем дрогнул бы самый замшелый бюрократ.
Ну, конечно, это знаменитый роман «Молодая гвардия» об антифашистской молодёжной организации, действовавшей с 1942 года в городе Краснодоне Ворошиловградской области. Используя коллаборационистов, немцы вышли на след юных партизан и в январе 43-го начали массовые аресты молодогвардейцев. Героическую борьбу краснодонцев осветил в 1946 году Александр Фадеев.

ФОТО: Александр Фадеев


Правда, он допустил грубые ошибки – настолько серьёзные, что исправить их потребовал сам «отец народов». Окончательно Фадеева добила работа над неоконченным романом «Чёрная металлургия», опубликованные главы из которого звали народ к выявлению вредителей. Но линия партии зазмеилась зигзагом, и люди, изображаемые Фадеевым космополитами и шпионами, стали считаться невинно пострадавшими новаторами, а те, кто разоблачал «врагов народа» – ретроградами и мерзавцами.
Небезынтересно, что сайдинг на южной стене здания городской администрации Прокопьевска скрывает мозаичную фигуру шахтёра, автором которой был умерший в «нулевые» годы художник Георгий Васильевич Стаценко, сын краснодонского бургомистра. Ещё никто не доказал вины художника.
Но действительно ли так топорно ошибался Фадеев?

ВОРОШИЛОВ – ПОКРОВИТЕЛЬ МУЗ
Война нанесла колоссальный ущерб. Надо было восстанавливать учреждения культуры, печатать книги, показывать спектакли и кинокартины. Советское правительство не жалело на это сил.
Круг должностных обязанностей главы Бюро культуры был очень широк, но они отвечали характеру Ворошилова, хотя тот предыдущие 30 лет занимался совсем иными делами. Теперь он опирался на свой богатый жизненный опыт, наперёд просчитывал, вред или пользу принесёт народу его решение. Он вникал в планы создания новых кинокартин, содействовал улучшению кинообслуживания населения, расширению сети Дворцов культуры. На нём висели также физическая культура и спорт. Открывались новые институты физической культуры, восстанавливалась и расширялась довоенная сеть стадионов, а ДК сооружались со встроенными спортзалами и дворовыми спортплощадками. Успешно развивались основные виды спорта, отечественный спорт выходил на мировую арену.

ФОТО: Климентий Ворошилов


Ворошилов старался воплотить решения партии о продвижении советского искусства и литературы по пути социалистического реализма, и на этой стезе он, конечно же, был солидарен с Фадеевым.

СМЕРТЕЛЬНЫЕ МУКИ ТВОРЧЕСТВА
В юности Александр Фадеев учился во Владивостокском коммерческом училище, а в 1921 – 1922 годах – в Московской горной академии. Однако металлургическая тема оказалась для него слишком сложной, даже неподъёмной. Ничего удивительного, и сегодня не каждый академик потянет её.
Работая над романом, Фадеев познакомился с девятью металлургическими комбинатами. Из их числа – комбинат имени Сталина. Любопытно, что в СССР имя вождя в то время носил лишь Кузнецкий комбинат в Сталинске. Заметим, что в феврале 1956-го состоялся исторический XX съезд КПСС, на котором произошло развенчание культа личности. Однако на строительстве и в производственной деятельности КМК, а также на шахтах и предприятиях, готовящих каменноугольный кокс для домен, по-прежнему широко использовался подневольный труд. Но вкалывали уже не военнопленные немцы и японцы – тем разрешили вернуться на родину, и не безвинные жертвы сталинских репрессий – их реабилитировали в массовом порядке, Работали обыкновенные уголовники вкупе с коллаборационистами.
Фадеев, выражаясь нынешними понятиями, выполнял назревший социальный заказ. Издаваемый массовыми тиражами роман «Молодая гвардия» будил искреннее сочувствие читателей к Донбассу – и то, что шло на пользу горнякам Донбасса, Ворошилов мощно усиливал посредством административных рычагов. Так благодаря авторитету Фадеева и административному ресурсу Ворошилова и образовался ощутимый перекос в возведении Дворцов культуры.
…А время показало, что в описании чёрной металлургии Фадеев был правдивее многих своих коллег по ремеслу. Но не выдержал моральных мук. К слову, в крови Фадеева после его смерти не обнаружили следов алкоголя – версия о его беспробудном пьянстве на поверку оказалась несостоятельной.

МНЕНИЕ КУЛЬТУРОЛОГА
В 1959 году в редакционной статье «Шахтёрский клуб» газета «Кузбасс» (20 января) отмечала в числе лучших ДК прокопьевской шахты № 5-6 имени Ворошилова, ДК имени Дзержинского на Куйбышевском руднике Сталинска, шахтёрский Дворец культуры в Осинниках и некоторые другие.
А спустя годы даже заведующему кафедрой КемГИК Виктору Туеву трудно было представить, чтоб молодые посетители ДК и клубов мечтали присутствовать на вечере отдыха с бравурным названием: «Цели ясны – пути намечены», или участвовать в диспуте «Готов ли ты жить при коммунизме?» А были ещё интересы вышестоящих управленческих структур. Их планы, программы, постановления, кампании, движения, почины и просто указания все прибавлялись и прибавлялись. Наряду с привычными направлениями (идейное воспитание, трудовое, нравственное, атеистическое) жизнь настойчиво выдвигала новые: экологическое, половое, правовое. Ни старые, ни молодые клубные работники не знали, как с ними справляться, но опускали рук – Дворцы культуры работали особенно интенсивно. Как могли, выполняли, например, постановления ЦК КПСС от 17 мая 1985 «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма», организуя общества трезвости и собирая народ на лекции «О вреде алкоголя и курения и алкоголя».
Проводили мероприятия навстречу пленумам и съездам, а затем – в свете их решений. Торжественно отмечали юбилеи великих вождей и великих событий, красные календарные даты и начало общественных кампания. При этом директора клубов обязаны были каждый год не просто обеспечивать, а всенепременно увеличивать число культурно-массовых мероприятий.
В эпоху Бориса Ельцина Дворцы культуры, отторгнутые своими шахтовыми или профсоюзными хозяевами, перешли в муниципальную собственность.  В результате каждый десятый дворец исчез с лица земли, но остальные восстанавливают прежнюю форму, модернизируются.
Добрый пример показывает бывший ДК имени Дзержинского, а ныне МАУ «МКДК Куйбышевского района». Долгие десятилетия он остаётся культурным центром большого района, очагом культуры в дальнем Куйбышеве. По данным его нынешнего директора Александра Викторовича Горбуля, потомственного историка, самым первым директором клуба имени Дзержинского, размещавшегося с 1933 года в деревянном бараке, был Анисим Алексеевич Квитко, проработавший в этой должности более двадцати лет. В начале 1930-х в клубе организовались два хора – русский и украинский. Наибольшей популярностью у многонационального населения района тогда пользовались русский и украинский драмкружки. Русские и украинцы с удовольствием проводили свободное время в клубе, охотно смотрели спектакли, играли в шашки в сквере рядом.
А с декабря 41-го в здании клуба формировался 835-й стрелковый полк 237-й стрелковой дивизии. Десять лет назад, 30 января 2010 года, в Твери умер Григорий Самойлович Кац, бессменный редактор газеты этой дивизии «Сталинский удар». Мне довелось редактировать его последнюю, пятую по счёту книгу «Калинин. Год 1941..» И проводить его в последний путь на Дмитрово-Черкасское кладбище, на котором уже покоился прах знаменитого шансонье Михаила Круга.

С ЯКОВА НА ВСЯКОГО
В 1969 году Рожину присвоили звание Заслуженного архитектора РСФСР, а через двадцать лет – почётное звание «Народный архитектор СССР».
Игорь Евгеньевич умер пятнадцать лет назад – 11 ноября 2005 года. Похоронен он в Москве на Введенском кладбище.
Бартошевич, Рожин – кто ещё был в ряду советских зодчих, оставивших заметный след в архитектуре Кузбасса? Возможно, это Яков Абрамович Корнфельд – автор типового проекта Дворца культуры на 500 зрительских мест. Известно, в общей сложности, о 25 зданиях этого проекта. Один из них – бывший клуб Кемеровской ГРЭС – на Советском проспекте областной столицы. Теперь здание в частном владении. Другой ДК – на Мурманской улице в Новокузнецке, это ДК имени XIX Партсъезда. Но это уже новая история.

Прокопьевск – Тверь, 30 апреля 2020 г.
Фото из электронных ресурсов Интернета

Фотографии подменены фотоколлажами провокационного содержания, извращается факт освобождения Донбасса народной милицией и ДНР и ЛНР при поддержке армии России. Первоначальные фотографии размещались с помощью ресурса "Радикал-фото"или бесплатного хостинга fotki.info. Аноним, осуществивший идеологическую диверсию, труслив и себя не раскрывает.

Игорь Мангазеев, 2 апреля 2022 года

Отредактировано Игорь Мангазеев (2022-04-02 19:02:03)

Неактивен

 

#2 2020-05-07 17:40:54

Gregor
Автор сайта
Зарегистрирован: 2011-03-30
Сообщений: 478

Re: АРХИПЕЛАГ ДК. Дворцовый проект Игоря Рожина

Интересный материал, Игорь! Это же мечта любого инженера - типовой проект!
Думаю, что зданий подобных гораздо больше. Типовыми проектами пользовалась вся страна. Привязывали по месту, учитывая национально-климатические условия и строили.
Фасад ДК им. 50 ВЛКСМ на стройкаомбинате ( между соседним аулом и Алма-Атой выглядел точно так же. Да и бместимость кинозала тоже около 500 мест.
Правда ссзади вместо библиотеки пристроили столовую.

Неактивен

 

#3 2020-05-07 18:34:11

Андрей Кротков
Редактор
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 2006-04-06
Сообщений: 15508

Re: АРХИПЕЛАГ ДК. Дворцовый проект Игоря Рожина

От прежнего московского "Динамо" ничего не осталось. То, что теперь на его месте, и стадион "Спартак", что воздвигли на поле бывшего Тушинского аэродрома, внешне напоминают лежащие на боку огромные автомобильные покрышки.


No creo en Dios pero le tengo miedo

Неактивен

 

#4 2020-05-08 15:21:17

Игорь Мангазеев
Участник
Откуда: Тверь
Зарегистрирован: 2007-09-21
Сообщений: 376
Вебсайт

Re: АРХИПЕЛАГ ДК. Дворцовый проект Игоря Рожина

Gregor написал(а):

Интересный материал, Игорь! Это же мечта любого инженера - типовой проект!
Думаю, что зданий подобных гораздо больше. Типовыми проектами пользовалась вся страна.

Абсолютный рекордсмен среди архитекторов Дворцов культуры (клубов) - Константин Константинович Бартошевич! Его проекты ДК - самые востребованные проекты ДК в отечественной архитектуре. В ХХ веке, возможно, и в мире.

Игорь Мангазеев написал(а):

В третьем номере журнала писателей России «Огни Кузбасса», выпущенном в 2019 году, опубликована моя статья «ДК-47, или Зодчий Константин Бартошевич» о восемнадцати Дворцах культуры, воздвигнутых в Кузбассе по двум самым востребованным в отечественной архитектуре «дворцовым» проектам. Девять из кузбасских дворцов проекта К.К. Бартошевича – со зрительным залом на 500 мест, и девять – на триста.

По этим двум проектам Бартошевича (оба - 1947 года) выстроено около трехсот Дворцов культуры. Со зрительным залом на 500 мест - не менее 135-ти. Со зрительным залом на 300 мест - не менее 147-ми.
Убежден, что и тех, и других выстроено больше на несколько десятков.

***

ФОТО: Дворец культуры шахты "Красногорская" на Союзной улице посёлка шахты "Красногорская" в городе Прокопьевске Кемеровской области, сдан в эксплуатацию в 1957 году.
Типовой проект ДК на 500 мест: архитектор Константин Константинович Бартошевич. Фотография сделана примерно в 1960 году. Автор снимка: Яков Прокопьевич Афонин.

ФОТО: Дворец культуры шахты "Тайбинская" (клуб ш. Тайбинская) в городе Киселёвске Кемеровской области примерно в середине 1960-х годов.

Типовой проект ДК на 300 мест: архитектор Константин Константинович Бартошевич.

Фотоснимок из архива Виктора Шпомера.
Лепнина на фронтоне есть и сейчас, но памятник Ленину демонтирован до середины "нулевых" годов.


Фотографии подменены фотоколлажами провокационного содержания, извращается факт освобождения Донбасса народной милицией и ДНР и ЛНР при поддержке армии России. Первоначальные фотографии размещались с помощью ресурса "Радикал-фото"или бесплатного хостинга fotki.info. Аноним, осуществивший идеологическую диверсию, труслив и себя не раскрывает.

Игорь Мангазеев, 2 апреля 2022 года

Отредактировано Игорь Мангазеев (2022-04-02 19:03:26)

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson