Форум литературного общества Fabulae

Приглашаем литераторов и сочувствующих!

Вы не зашли.

#1 2013-09-21 12:34:53

olkomkov
Автор сайта
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 2011-09-14
Сообщений: 1270
Вебсайт

Вера Хорват. Год 1428

Вера Хорват. Из книги "Дунайские таблицы"
Цикл "Листание камня"

Год 1428*


Брать разве смеем дерево
коль тот кузен
Кантакузин
и на сланец
косится:
– Это камень, каимено?
Это камень?!
Канем без камня?
Канем без камня
тёсаного?!
Тесно его
спаяй
с яйцами да скорлупками
хрупкими
И рыбью возьми чешую
слизлую
и дунаводу
и с века влагу слёзную

Вздыхай
вздымай
тень одну
каменную жену
(иной не сыщешь!)

Кирпичом её опеки
да опять
опарь
ударь –
утроба бредит
а дромба бодрит
разубран
зазубрен
край

Брать ныне смеем дерево?

Сме дерево!
Да на рожны
              на рала
на зубочистки –
               глупые люди!

Ибо град сотворен
да весь день затворен
и всю ночь отворен
                пребудет


*В 1428 было начато строительство Смедеревской крепости. В течение нескольких последующих десятилетий Смедерево являлось фактической столицей Сербии. В стихотворении упомянуты и претворены некоторые реалии и легенды из истории строительства города:
…коль тот кузен / Кантакузин… –  Георгий I Бранкович, деспот Сербии (ок. 1427 – 1456), был женат на византийской царевне Ирине из рода Кантакузинов. В руководстве строительством принимали участие и ее братья: Фома, Андрей и Георгий.
Каимено (греч. καημένο) – Горе мне!
Это камень?! / Канем без камня? – Для возведения крепостных стен не хватало камня, и порой его приходилось доставлять издалека.  Это сделало процесс строительства долгим и тягостным.
…с яйцами... – По одной легенде, при кладке стен для улучшения качества связующего материала использовались куриные яйца; молва приписала Ирине Кантакузине приказ собирать с народа яйца, что нередко приводило к голоду.
…каменную жену… Кирпичом её опеки… ударь… – В одну из стен крепости был вмурован барельеф с изображением богини Гестии (оказавшийся среди прочих материалов, привезенных с развалин римских сооружений). В народном сознании скульптура прочно соединилась с образом Ирины (несправедливо прозванной «Проклятой Ириной»), которая виделась воплощением злой воли и виновницей сопряжённых со строительством мучений; по преданию, каждый житель Смедерева считал своим долгом бросить в изваяние камень. Барельеф был уничтожен или похищен во время Второй мировой войны.  Сербизированная форма имени Ирины – Јерина – используется в стихотворении в виде каламбура.
Дромба (более распространенные названия: варган, еврейская арфа, дрымба) – народный язычковый музыкальный инструмент класса идиофонов (самозвучащих).
Сме дерево! (сербск.) – букв.: «Можно дерево!» Эта фраза, обыгрываемая в стихотворении, связана с легендой о происхождении топонима Смедерево, согласно которой во время возведения крепости не разрешалось использовать дерево.




1428.

Откуд сме дерево
кад тај кузен
Кантакузен
и на шкриљац
чкиљи:
– То камен, каимено?
То камен?!
Камо камена?
Камо камена
тесанога?!
Тесно га
спајај
па јаја с љуском
људски
И краљушт рибе збери
слузну
и дунаводу
и со што с веђе спузну

Узидај
уздисај
сену
жену камену
(jер ину нећеш!)

Опеком је опервази
па опет
опри
удри –
дроб бриди
али дромб бодри
сљуби
назуби
Крај

Да л сад сме дерево?

Сме дерево!
Али за ражањ
               рало
за зуботреб
               луде!

Јер град је сатворен
да вас дан затворен
и сву ноћ отворен
                буде

Отредактировано olkomkov (2013-09-21 13:08:18)


Олег Комков
ΓΝΩΘΙ ΣΑΥΤΟΝ

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson