Приглашаем литераторов и сочувствующих!
Вы не зашли.
Вера Хорват. Из книги "Дунайские таблицы"
Цикл "Листание камня"
Год 1428*
Брать разве смеем дерево
коль тот кузен
Кантакузин
и на сланец
косится:
– Это камень, каимено?
Это камень?!
Канем без камня?
Канем без камня
тёсаного?!
Тесно его
спаяй
с яйцами да скорлупками
хрупкими
И рыбью возьми чешую
слизлую
и дунаводу
и с века влагу слёзную
Вздыхай
вздымай
тень одну
каменную жену
(иной не сыщешь!)
Кирпичом её опеки
да опять
опарь
ударь –
утроба бредит
а дромба бодрит
разубран
зазубрен
край
Брать ныне смеем дерево?
– Сме дерево!
Да на рожны
на рала
на зубочистки –
глупые люди!
Ибо град сотворен
да весь день затворен
и всю ночь отворен
пребудет
*В 1428 было начато строительство Смедеревской крепости. В течение нескольких последующих десятилетий Смедерево являлось фактической столицей Сербии. В стихотворении упомянуты и претворены некоторые реалии и легенды из истории строительства города:
…коль тот кузен / Кантакузин… – Георгий I Бранкович, деспот Сербии (ок. 1427 – 1456), был женат на византийской царевне Ирине из рода Кантакузинов. В руководстве строительством принимали участие и ее братья: Фома, Андрей и Георгий.
Каимено (греч. καημένο) – Горе мне!
Это камень?! / Канем без камня? – Для возведения крепостных стен не хватало камня, и порой его приходилось доставлять издалека. Это сделало процесс строительства долгим и тягостным.
…с яйцами... – По одной легенде, при кладке стен для улучшения качества связующего материала использовались куриные яйца; молва приписала Ирине Кантакузине приказ собирать с народа яйца, что нередко приводило к голоду.
…каменную жену… Кирпичом её опеки… ударь… – В одну из стен крепости был вмурован барельеф с изображением богини Гестии (оказавшийся среди прочих материалов, привезенных с развалин римских сооружений). В народном сознании скульптура прочно соединилась с образом Ирины (несправедливо прозванной «Проклятой Ириной»), которая виделась воплощением злой воли и виновницей сопряжённых со строительством мучений; по преданию, каждый житель Смедерева считал своим долгом бросить в изваяние камень. Барельеф был уничтожен или похищен во время Второй мировой войны. Сербизированная форма имени Ирины – Јерина – используется в стихотворении в виде каламбура.
Дромба (более распространенные названия: варган, еврейская арфа, дрымба) – народный язычковый музыкальный инструмент класса идиофонов (самозвучащих).
Сме дерево! (сербск.) – букв.: «Можно дерево!» Эта фраза, обыгрываемая в стихотворении, связана с легендой о происхождении топонима Смедерево, согласно которой во время возведения крепости не разрешалось использовать дерево.
1428.
Откуд сме дерево
кад тај кузен
Кантакузен
и на шкриљац
чкиљи:
– То камен, каимено?
То камен?!
Камо камена?
Камо камена
тесанога?!
Тесно га
спајај
па јаја с љуском
људски
И краљушт рибе збери
слузну
и дунаводу
и со што с веђе спузну
Узидај
уздисај
сену
жену камену
(jер ину нећеш!)
Опеком је опервази
па опет
опри
удри –
дроб бриди
али дромб бодри
сљуби
назуби
Крај
Да л сад сме дерево?
– Сме дерево!
Али за ражањ
рало
за зуботреб
луде!
Јер град је сатворен
да вас дан затворен
и сву ноћ отворен
буде
Отредактировано olkomkov (2013-09-21 13:08:18)
Неактивен