Форум литературного общества Fabulae

Приглашаем литераторов и сочувствующих!

Вы не зашли.

#1 2013-06-13 00:36:46

О.Павловский
Посетитель
Откуда: Санкт-Петербург
Зарегистрирован: 2013-06-06
Сообщений: 101

Искусство и искусствоведы - 7; 8.

.

7.

Если фотография или картина способна передать мир с буквальной точностью, что, то поэзия сплошь и рядом – это искусство невысказанного. Иносказание, метафора иногда способны нести в себе больше информации, чем самое точное описание, не терпящее критики как бухгалтерский отчет.

«…Шепчу? – Нет, нет. – С ликером, и покрепче.
Шепчу не я, – вишневки чернота.
Карениной, – так той дорожный сцепщик
В бреду под чепчик что-то бормотал. »

"Раскрепощенность"  Б.Пастернака в  хорошо известна.

«…Художница пачкала красками траву,
Роняла палитру, совала в халат
Набор рисовальный и пачки отравы,
Что «Басмой» зовутся и астму сулят. »

Для того, чтобы передать картину увиденного он пользуется очень немногими средствами. Басма – астма сочетание не случайное, оно возвращает читателя к периферийному значению «краска». Астма просто созвучие, ассоциативно напоминающее о неком недуге. Может быть, у художницы – астма? Все может быть, но то что она именно «художница» сомнений не вызывает – мужчины-художники едва ли пользуются краской для волос – иногда даже преждевременные седины мужчин украшают. Кто она, эта художница? Изображая своего лирического героя автор просто не в состоянии уйти от точности в деталях, образ приобретает конкретные очертания. В результате выстраивается длинный ассоциативный ряд – для подготовленного читателя это не просто зарисовка, а нечто реальное, почти осязаемое. Для читателя неподготовленного – всего лишь набор слов.


Не о мечте распахнутой как двери,
не о слезе размазанной тайком –
не о звезде, – о верности и вере:
– Прости, Ассоль, я вырос моряком.

Прости, любовь, мои смешные дрязги,
копилку, разнесенную в куски –
я не просил и кочергой не лязгал,
и талеры не складывал в чулки…


Кочерга особенно раздражала и раздражает «тонких ценителей». К сожалению, Интернет, хоть и удобный инструмент для имитации знаний, но мало что дает для понимания. Что же вы все-таки прочитали? Иные «знатоки» запоминают лишь заголовки. Между тем маленький Грей ничтоже сумняшеся разбил свою копилку, чтобы помочь другу, пусть только деньгами. Помнится, он воспользовался кочергой…

Для читавшего «Алые паруса», причинно-следственная (казуальная) связь этих явлений очевидна. Здесь Ассоль – ключевое слово как бы не неразделимое с именем еще одного героя феерии – Греем. Читатель невольно возвращается к истоком повествования: мог ли юный Грей поступить иначе? Нет, разумеется, таким он был всегда, именно о таком Грее с детских лет мечтала Ассоль.

«Точность – не есть правда», но вымысел тоже может отличаться филигранной точностью, когда тщательно «подгоняется» каждая деталь. Мастера не допускают промахов, им не нужна «кропотливая работа над словом» – это удел сочинителей, мастер обязан видеть все сразу и целиком. Фотографическая точность или артистический взмах кисти? Рассудительность всегда выбирает первое, а сердце человеческое то, что остается за полями реестра.

П. Антокольский.

Я не хочу забыть тебя. Я слушал
Как время льется и гудит струной.
Я буду говорить как можно суше,
Почти молчать – но о тебе одной.

Это стихи о любви…


_____________________________________________________________________

8.

ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ имеет довольно определений и все они в той или иной степени
справедливы. Самым близким по смыслу можно назвать ИЗОБРАЖЕНИЕ, или картину.
Говоря об изобразительном искусстве, мы чаще всего и говорим о картинах, реже
о графике или произведениях иного жанра.
Ничего удивительно, что описывая картину художника мы прибегаем к литературным
приемам, объясняем словами то, что можно увидеть и понять без слов, но иначе
не получается.
Изобразительными возможностями обладают не только произведения живописи. Словами
можно передать и зрительный образ, и его характеристики вплоть до сокрытого
в нем сакрального смысла. Сергей Есенин, например, был способен к некоторому
нагромождению образов, выстраивал развернутые метафоры редкой силы и редкой красоты.
Даже кажущееся убожество приобретало в его стихах не только выразительность
и удивительную точность, но и красоту.

…изба-старуха челюстью порога
жует пахучий мякиш тишины.


Когда мы говорим о произведение искусства, музыки или литературы, то неизбежно
приходим к выводу: любое произведение искусства что-то сообщает нам.
Дистанция от простого украшения до совершенной красоты может быть очень велика.
Но красоту можно преподнести как обилием красок, так и на первый
взгляд очень малыми средствами. Иногда для этого достаточно одного слова,
фразы, удачного сравнения.

« …поэма начиналась лесом,
завалом, просекой травой,
сила россыпями Креза
и земляники полевой…»


Иносказание, метафора, вообще язык металогики иной раз позволяют не только
остановить читателя неожиданным сравнением, но и создать ассоциативный ряд,
выходящий за пределы примитивного описания.

«…тот локоток впивался в бок и
серчал, проказничал, играл –
не признавал идеи Бокля
и Монтескье не признавал,
ни младший Вельд, ни старший Плиний
не беспокоили пока
не спорят прибалтийский климат
и Гердер Готфрид Иоганн…»

Микеланджело, Сикстинская капелла, стенная роспись «Сотворение Адама»…
Что хотел сказать, что смог донести до зрителя великий художник?
Не будем останавливаться на пластической анатомии и на гармоничности композиции –
это важно, но это не главное. Рука Бога, протянутая к сотворенному им человеку,
говорит нам и явственно, и как бы подсознательно: Человек не одинок…







.

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson