Форум литературного общества Fabulae

Приглашаем литераторов и сочувствующих!

Вы не зашли.

#1 2013-04-05 10:35:10

Батшеба
Автор сайта
Зарегистрирован: 2009-01-23
Сообщений: 4418

Франсуа Коппе. Железная дорога

Франсуа Коппе (1842-1908)

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Где мчатся поезда, подобны злым кометам,
Там стрелочника дом стоит анахоретом;
Разлиты вкруг него уют, покой и мир,
О коих грезит всяк спешащий пассажир.
Порою женщина, неся в руках ребёнка,
Выходит из дверей. Гулит малютка звонко,
А мать спешит скорей к чугунному пути,
Чтоб вовремя рычаг тугой перевести...
Грохочет мимо них стальная колесница,   
Но крохотный малыш нисколько не боится!

("На воздухе и в комнатах", XXXV)


François Coppée

* * *
Près du rail, où souvent passe comme un éclair
Le convoi furieux et son cheval de fer,
Tranquille, l’aiguilleur vit dans sa maisonnette.
Par la fenêtre, on voit l’intérieur honnête,
Tel que le voyageur fiévreux doit l’envier.
C’est la femme parfois qui se tient au levier,
Portant sur un seul bras son enfant qui l’embrasse.
Jetant un sifflement atroce, le train passe
Devant l’humble logis qui tressaille au fracas.
Et le petit enfant ne se dérange pas

("Promenades et Intérieurs", 1872)

Отредактировано Батшеба (2013-04-20 21:37:20)


Di doman non c'è certezza.

Неактивен

 

#2 2013-04-06 17:23:58

Андрей Кротков
Редактор
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 2006-04-06
Сообщений: 15500

Re: Франсуа Коппе. Железная дорога

Батшеба, очень хорошо!
Единственное, что слегка напрягает - "обходчик". В оригинале - "стрелочник", поскольку в те времена стрелки переводились только вручную, и у каждой обязательно имелся постоянный дежурный (стрелочный пост). Вариант: "Там стрелочника дом стоит анахоретом".
Но в общем вся эта шмендеферная проблематика не так важна smile


No creo en Dios pero le tengo miedo

Неактивен

 

#3 2013-04-06 18:16:55

Батшеба
Автор сайта
Зарегистрирован: 2009-01-23
Сообщений: 4418

Re: Франсуа Коппе. Железная дорога

Андрей, спасибо большое! Никак не даётся эта вещь... "Там стрелочника дом стоит анахоретом" – самый первый из моих набросков; потом я от него отказалась. Может, зря? Снова поправила.

В детстве мне пришлось много ездить на поезде. Я это дело любила: лежишь на верхней полке и книжку читаешь или смотришь в окно... И очень мне нравились домики обходчиков, выраставшие у дороги в самых неожиданных, иногда совсем глухих местах. Помню, на полном серьёзе мечтала: вот в такой бы домушке прожить всю жизнь! smile1

Отредактировано Батшеба (2013-04-06 18:19:53)


Di doman non c'è certezza.

Неактивен

 

#4 2013-04-06 20:09:35

olkomkov
Автор сайта
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 2011-09-14
Сообщений: 1270
Вебсайт

Re: Франсуа Коппе. Железная дорога

И мне "поездная" тематика ох как близка... weep
А перевод, как мне кажется, - во:  thumbsup !


Олег Комков
ΓΝΩΘΙ ΣΑΥΤΟΝ

Неактивен

 

#5 2013-04-06 21:23:37

Андрей Кротков
Редактор
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 2006-04-06
Сообщений: 15500

Re: Франсуа Коппе. Железная дорога

На дальних поездах я ездил мало. А вот в электричках - наверняка пару раз обмотал всю Землю по экватору.
Жить в домике обходчика не мечтал. Но отец моего вузовского однокашника, старый железнодорожник со стажем, рассказывал, что должность путевого обходчика в советское время была своего рода привилегией: бесплатное пожизненное жильё, бесплатное электричество, продуктовое снабжение по льготным ценам и ещё куча льгот, поскольку МПС было богатым ведомством - по сути, государством в государстве. Единственные издержки  - жизнь на отшибе и в довольно шумной обстановке...
smile


No creo en Dios pero le tengo miedo

Неактивен

 

#6 2013-04-06 22:10:46

olkomkov
Автор сайта
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 2011-09-14
Сообщений: 1270
Вебсайт

Re: Франсуа Коппе. Железная дорога

Ведомство сие, сменив название, и поныне осталось государством в государстве, только уже немного в ином ключе: не столько льготами славится, сколько безапелляционным и унизительным обращением с теми, кто на него работает. Мой отец, которому сегодня исполнился 61 год, много лет проработал монтером пути, а в последнее время, ввиду возраста, дежурит на переезде... Ничего хорошего об РЖД сказать не может - и все же, это одно из очень немногих мест, где можно получать хотя бы мало-мальски совместимую с жизнью зарплату в небольшом подмосковном городе...
Но было ли иначе во Франции во времена Коппе? smile1


Олег Комков
ΓΝΩΘΙ ΣΑΥΤΟΝ

Неактивен

 

#7 2013-04-07 00:02:34

Батшеба
Автор сайта
Зарегистрирован: 2009-01-23
Сообщений: 4418

Re: Франсуа Коппе. Железная дорога

Олег, спасибо, что наведались! smile1 Перевод наваялся наскоком. Результат соответствующий – недовольство и переделки. Оригинал прямо-таки восторгательный! Хоть бы капельку этой восторгательности передать...

olkomkov написал(а):

Мой отец, которому сегодня исполнился 61 год, много лет проработал монтером пути, а в последнее время, ввиду возраста, дежурит на переезде...

Надо же! Поздравления и многая лета! balloons А у меня бабушка и дед со стороны отца были железнодорожниками. Бабушка работала мастером в вагонном депо, потом – в железнодорожном управлении. Дед тоже начинал в депо... Убит под Новгородом во время войны.

Андрей Кротков написал(а):

Единственные издержки  - жизнь на отшибе и в довольно шумной обстановке...

На отшибе – это как раз здорово! Я так себе и представляла эту домушку: куча книг по полкам от пола до потолка. Такая маленькая железнодорожная библиотека... А шум поездов мне почему-то нравился. Он ведь довольно музыкальный. Когда поезд налетает – это прям хроматическая гамма. А в стуке колёс мы с отцом как-то выслушали схему построения мажорной гаммы: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. В общем, вполне понимаю Онеггера с его симфонической пьеской "Пасифик-231". vtanke


Di doman non c'è certezza.

Неактивен

 

#8 2013-04-07 00:23:10

Андрей Кротков
Редактор
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 2006-04-06
Сообщений: 15500

Re: Франсуа Коппе. Железная дорога

olkomkov написал(а):

Но было ли иначе во Франции во времена Коппе? smile1

У железных дорог Старого Света  очень много общего. Особенно в путевом и локомотивном хозяйстве и в системе СЦБ (сигнализация-централизация-блокировка). Неудивительно - танцевали-то все от одной печки. А вот порядки наверняка были и остаются разные. Мне почему-то думается, что Коппе разразился стихом именно потому, что увидел даму-стрелочницу, т. е. большую редкость. Это у нас в Есесерии женщина в оранжевом жилете и со шпалой на плече была зрелищем обычным hmmm

Батшеба написал(а):

На отшибе – это как раз здорово!

Отшибы разные бывают. Где-нибудь в тверской глуши, между Бологое и Окуловкой, в дремучем заболоченном лесу, в 20 километрах от ближайшего человеческого жилья, с водой в колодце и с удобством во дворе... Романтика, конечно, но не для всех. Особенно зимой no


No creo en Dios pero le tengo miedo

Неактивен

 

#9 2013-04-07 00:23:42

olkomkov
Автор сайта
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 2011-09-14
Сообщений: 1270
Вебсайт

Re: Франсуа Коппе. Железная дорога

Батшеба написал(а):

Надо же! Поздравления и многая лета! balloons

Татьяна, спасибо, непременно передам!
А о переводе пока остаюсь при своем мнении. smile1


Олег Комков
ΓΝΩΘΙ ΣΑΥΤΟΝ

Неактивен

 

#10 2013-04-07 10:32:55

Батшеба
Автор сайта
Зарегистрирован: 2009-01-23
Сообщений: 4418

Re: Франсуа Коппе. Железная дорога

Андрей Кротков написал(а):

Мне почему-то думается, что Коппе разразился стихом именно потому, что увидел даму-стрелочницу, т. е. большую редкость.

Ага, женская эмансипация – одна из сквозных тем цикла.

Андрей Кротков написал(а):

Отшибы разные бывают. Где-нибудь в тверской глуши, между Бологое и Окуловкой, в дремучем заболоченном лесу, в 20 километрах от ближайшего человеческого жилья, с водой в колодце и с удобством во дворе... Романтика, конечно, но не для всех. Особенно зимой no

Андрей, всё верно, а ребячьи мечты – это просто мечты. Места между Бологое и Окуловкой действительно глухоманистые, но красивенные. Говорю со знанием дела, ибо немало там потаскалась с экспедициями. Пешком. Кстати, в тамошних лесах, поближе к Окуловке, располагалась бывшая усадьба Римского-Корсакова "Крапачуха". От неё сейчас не осталось ничего опричь фундамента господского дома, полуразрушенного погреба и главной аллеи. Но столетнюю серебристую иву, упадающую ветвями с обрыва в речку Крениченьку я ещё застала. Ива увековечена в опере "Кащей Бессмертный" – в неё волею композитора превращается Кащеевна.
А по другую сторону Окуловки, тоже вдали от дорог, на берегу озера Льняное находилась мыза Берсов-Толстых "Утешение". Ценили великие люди нашенскую глухомань. smile

Отредактировано Батшеба (2013-04-20 09:21:34)


Di doman non c'è certezza.

Неактивен

 

#11 2013-04-07 13:40:22

Андрей Кротков
Редактор
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 2006-04-06
Сообщений: 15500

Re: Франсуа Коппе. Железная дорога

Батшеба написал(а):

Ценили великие люди нашенскую глухомань. smile

Так ведь то ж с петровских времён...

Полоса вдоль московско-петербургского тракта, 50 вёрст к востоку и 50 вёрст к западу от нитки дороги - самая плотная концентрация всех дворянских усадеб. В подавляющем большинстве жалованных, ибо вотчинных владений в Великороссии к тому времени уже не было. Жалованье населёнными имениями продолжалось до 1803 года - в том году кончился запас крепостных, жаловать стало нечего. 

А в целом усадебная география тяготела к Центру, Северо-Западу, Верхневолжью и Средневолжью. К югу от Орла, к северу от Ярославля и к востоку от Нижнего Новгорода плотность "усадебной сети" резко падала и сходила почти на нет.

Кстати, в позапрошлом веке цивилизованность и обжитость Северо-Запада были куда выше нынешних. Глухоманность и запустение там начали нарастать в прошлом веке - по мере успехов советской власти и убыли населения. Я в деревенском детстве ещё застал рудименты былой цивилизованности - относительное проезжие лесные дороги, елани (лесные сенокосы), изгороди, межевые столбы, осушительные канавы, остатки планировки... А теперь там и чёрт на танке не продерётся, хотя мобильная связь имеется. Дикий парадокс, знамение времени.


No creo en Dios pero le tengo miedo

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson