Форум литературного общества Fabulae

Приглашаем литераторов и сочувствующих!

Вы не зашли.

#1 2013-03-02 14:17:12

Елене Лаки
Автор сайта
Зарегистрирован: 2006-05-06
Сообщений: 17085

Сказки братьев Гримм

КОРОЛЬ-ДРОЗДОВИК

    Сказка, настолько известная, что наши немецкие товарищи сняли по ней детский фильм, повествует о принцессе, которой поставили в вину гордость и надменность за то, что она не пожелала связываться с некондиционными особями мужского пола. Она обсмеивала женихов, что подыскивал ей её недалёкий, подлый и скупой папаша. В конце концов отец проявил себя во всей красе и отдал её в руки грязного оборванца-музыканта, который постучался в королевский замок и хотел за своё неудобоваримое исполнение народных немецких песен получить деньги. Папаша принцессы оказался настолько скуп, что вместо крейцера расплатился дочерью, списав свой поступок на клятву, которую он якобы дал – выдать гордячку за первого встречного нищего.

    Девушка, либо вовремя не разглядевшая подлой душонки своего папаши, либо по молодости не знавшая, как из него вить верёвки или побыстрее избавиться, вынуждена была пойти с пройдохой-музыкантом, который оказался никем иным как королём-Дроздовиком, над которым она ранее потешалась среди прочих, но правды он ей не сказал. Король-Дроздовик в облике нищего музыканта повёл её по своим владениям, чтоб она осознала, что потеряла, отвергнув короля-Дроздовика. Дабы девушка целиком осознала приниженность своего положения – он привёл её в ветхую избёнку. Он очень рисковал – принцесса могла его отравить при случае и вернуться к коварному папаше счастливой вдовой и неизменной наследницей состояния скупого родича. Однако, похоже, принцесса находилась в таком шоке от происшедшего – что безропотно исполняла приказы Дроздовика, которых было превеликое множество: и печь растопи, и воду поставь, и обед приготовь, и корзины на продажу начинай плести, и горшки иди на рынок продавать. Принцессу в детстве к этому не приучали  - она должна была участвовать по мере сил в управлении государством, к этому и готовили, отсюда её постоянные неудачи с заданиями мужа-идиота, который  ей даже частично вредил в их исполнении.  О сексуальной стороне их отношений сказка умалчивает, скорее всего у него вообще не стояло, иначе бы успокоился и не изводил принцессу своими дебильными заданиями. Потом ему, видимо, обрыдла жизнь в нищете, и он подстроил встречу принцессы с собой великолепным в виде короля-Дроздовика. К тому времени принцесса, уже одуревшая от американских горок, что ей устроил этот проходимец – готова была принять прежнего жениха со всеми изъянами. По-моему, девушка сразу при первом знакомстве раскусила, что этот урод из себя представляет – но поставленная в ненормальные условия деспотичным отцом могла только подшучивать над женихами, надеясь, что они умотают и никогда не вернутся. Расчёт оказался неверным.   

     Очень показательна реплика короля-вокалиста: «Всё это я  делал, чтоб сломить твою гордость и наказать за твоё высокомерие, когда ты надо мной посмеялась». Примитивный  самец не знал, как с достоинством выпутаться из заваренной им каши, и не нашёл ничего умнее как открыть карты. Из реплики ясно, что муж принцессе достался упрямый, самолюбивый, мстительный и наглый.

«И настоящая радость только теперь и началась», - говорят нам сказочники. Это верно – наступило время теперь уже королевы. Надо полагать, она вскоре отравила Дроздовика и стала единовластно править королевством.

ЧУДО-ПТИЦА

     В сказке рассказывается о взаимоотношениях с колдунами на примере одной семьи, где росли три красивых дочери. Сказочная история очень познавательная и учит общаться с представителями нечистой силы. Повествование начинается со знакомства колдуна со старшей дочерью. Для этого колдун обернулся нищим и стал просить милостыню. Когда старшая дочь подала ему кусок хлеба, он прикоснулся к ней, и она прыгнула к нему в сумку. Отсюда первый урок – колдуны коварны и могут прикидываться не теми, кем являются; второй урок – они подчиняют себе чужую волю, девушка прыгнула в сумку, колдуна, совершенно не соображая, что делает. Колдун отнёс девушку к себе домой в тёмный лес. Дом колдуна представлял собой удачное дизайнерское решение, был не только красив, но и чрезвычайно функционален, о чём становится известно позже. Ясно, что колдуны не только коварны, но и ценят прелести жизни. Понравилось ли девушке жить у колдуна, из сказки не ясно, она не роптала, но вот не роптала ли из-за того, что колдун подавил её волю, или из-за того, что ей у колдуна понравилось – поди догадайся. Люди недоверчивые могут даже усомниться, что девушка прыгнула в сумку колдуна не по своей воле. Возможно, колдуны обладают силой моментально влюблять в себя.

     Несколько дней колдун из дома не выходил. Предполагаю, что он и девица предавались всевозможным плотским радостям. Но делу время, а потехи час – и колдун через несколько дней вынужден был выйти в свет по своим делам. Девице он оставил ключи от всех комнат, наказав не открывать только комнату, от которой маленький ключ. Он также дал девушке яйцо, чтоб берегла и при себе носила.

     Утопал колдун-домовладелец по своим делам, а девушка начала совать свой любопытный нос во все углы. Весь дом обшарила, получая эстетическое удовольствие от красотищи.  И, конечно же, не преминула заглянуть и в запретную комнату. Что же она там увидела? Да вот увидела такое, от чего каждый нормальный человек сможет стать заикой – в центре комнаты стояло окровавленное корыто, а в нём порубанные на куски человеческие тела, а рядом - плаха с топором. От страха она выронила яйцо, и то запачкалось кровью, которую невозможно было смыть, как девица в дальнейшем ни старалась.  Нужно отметить, что девица не растерялась, несмотря на ужас, с которым столкнулась – оттирала яйцо, как могла, и ждала колдуна. Наверное, колдун ей всё же нравился или, что более вероятно – ей нравился дом колдуна и жизнь на всём готовом,  иначе бы она смоталась сразу из адского места подобру-поздорову, как только колдун из дома утопал. Вполне возможно, что она и испугалась бежать, хотя ждать в такой ситуации этого убийцу было верхом легкомыслия. 

     Когда колдун вернулся – он обнаружил, что яйцо, увы, в крови, из чего сделал безошибочный вывод, что девица его ослушалась и проникла в запретную комнату. Девицу он быстро изрубил топором. Как станет ясно из последующего повествования – с помощью яйца и малютки-ключа колдун проверял своих невест, насколько они способны слушаться его. Поскольку так ни одна и не послушалась – можно сделать вывод, что колдун был дураком и практикуемые им методы выявления жены, которой он мог бы доверять, ущербные.

      Аналогичная ситуация повторилась и со средней сестрой. А на младшей колдун спалился. Она в отличие от сестёр не стала яйцо с собой таскать – спрятала его, и яйцо осталось незапачканным кровью. Колдун остался очень доволен, этот дурак был даже не в состоянии понять, что последняя сестра ослушалась его гораздо больше, чем две другие – она не только в запретную комнату зашла, но и яйцо с собой не носила. В запретной комнате младшая сестра проявила выдающееся хладнокровие, и у неё открылись целительские способности: она собрала сестёр из кусочков и оживила их. Наверное, она представляла, что играет в конструктор «Лего». А глупый колдун сделал младшей сестре предложение, и она приказала ему отнести корзину с золотом родителям, а вместе с золотом наполнила корзину и сёстрами, которые были собраны ей из кусочков и оказались вполне себе живыми. Тут в сказке прямым текстом говорится, что колдун перестаёт быть опасен и теряет власть над девушкой, после того, как сделает ей предложение. Следовательно девицам надлежит использовать глупость колдунов по полной в целях своей безопасности и личного обогащения.

     Пока колдун летел по поручению невесты с золотом к её родителям, сама невеста решила организовать свадебную пирушку и созвала друзей колдуна – надо думать, таких же ненормальных и опасных придурков,  как и её жених. Понимая, с кем дело имеет, невеста разукрасила черепушку, надела на череп венок из цветов и поставила наверху  на чердаке в слуховом окне. Далее она намазалась мёдом, извалялась  в перьях и ушла из дурного дома. Друзей колдуна, коих она встречала по пути, она обманывала, выдавая себя за птичку. Те ей верили. И даже сам колдун поверил – особенно когда она показала ему на черепушку в чердачном окне, уверяя его, что там невеста его ждёт не дождётся. Поглупел, похоже, колдун окончательно от перспектив жизни с послушной женой, хотя и ранее умом не блистал – и отправился быстрее домой, где его ждала разукрашенная черепушка. А вскоре появилась мужская часть семьи девиц – отец с братьями, (мужчины всегда вовремя спешат на помощь, особенно, если знают, что главное за них уже сделано и смогут золото раздобыть) – тут и пришёл колдуну конец. О размере обогащения семейства девиц сказка умалчивает.
   

УМНАЯ ГРЕТЕЛЬ

     Народный немецкий фольклор в литературной обработке братьев Гримм  учит  не только, как обогащаться за счёт глупости колдунов, и каковы были нравы среди особ королевской крови – встречаются сказки, где учат обворовывать и дурить хозяев, что весьма полезно для слуг новых русских. К числу таких сказок относится и «Умная Гретель». Гретель – простая немецкая девушка, ничем не примечательная, кроме умелой стряпни и хорошего аппетита. Но совмещать одно с другим она могла только при условии, что свою стряпню будет есть она, а не её хозяин, для которого она должна была готовить.

     Как же Гретель выходила из непростого положения? В сказке приводится только один пример, хотя ясно, что Гретель была мастерица на подобные фокусы. Иначе бы не задержалась в доме.

     Итак, хозяин наказал Гретель приготовить две курица, поскольку ждал к обеду гостя. Сразу понятно, что хозяин Гретель любил пожрать, и такое брюхо непросто прокормить. Гретель оперативно выполнила задание. Так как готовила она хорошо и поесть тоже любила – у неё моментально начали выделяться желудочный сок и слюна. Причём до такой степени, что далее она с трудом  себя контролировала – мозг давал команду «Есть!». Но она сдержалась -  не накинулась на курицу и не съела её сразу. Гретель была осмотрительной  девушкой. Сначала она отослала хозяина под предлогом, что нужно гостя звать. Пока хозяин бегал за гостем, Гретель спустилась в погреб и хлебнула винишка. Тут, конечно, тормозов у неё не осталось – и она решила попробовать кусочек курицы под предлогом, вдруг там чего-то из специй не хватает. Всё было нормально и всего хватало. А хозяин не возвращался. Конечно, если человек ежедневно за один присест съедает по целой курице, то бегать быстро он уже не может. Гретель съела ещё кусочек курицы – уж больно они были сочны и хороши! Надо отдать Гретель должное – она начала не с лучшего, а с подгоревших мест. Однако хозяин с гостем всё не возвращались. В итоге Гретель, в которой аппетит боролся с совестью, чтоб заглушить последнюю – выпила ещё порядочно вина и слопала двух куриц. Её одурманенный алкоголем мозг придумал отмазку для такого некрасивого поступка – хозяин и гость могли зайти по дороге в харчевню, наклюкаться там, тогда, разумеется, её великолепная стряпня не должна пропасть, а подлежит немедленному потреблению.
 
     Тут как раз и хозяин пришёл вместе с гостем да и потребовал живо жрачку принести, а сам начал нож натачивать. Гретель моментально сообразила как выкрутиться из положения – шепнула гостю, что хозяин хочет ему уши отрезать, их и съедят. Гость, увидев толстую довольную и пьяную кухарку и хозяина с ножом, сразу поверил её словам и убежал домой, что указывает на то, что Гретель могла быть и очень убедительной, да и тонким психологом.  Гретель же сказала хозяину, что гость схватил куриц и теперь улепётывает с украденным. Хозяин побежал догонять гостя. Когда он бежал за гостем, у него возникла идея найти компромисс – пусть гость хоть одну курицу ему оставит, черт с ней, со второй, уж очень есть ему хотелось. И орал он всю дорогу «Одну только! Одну только», а напуганный до смерти гость посчитал, что хозяин уже согласен только на одно его ухо, но и такой расклад его не устраивал.

    На этом сказка заканчивается. В сказке отсутствует информация, о том, как в дальнейшем складывались отношения между гостем и хозяином, а также хозяином и Гретель, и можно только догадываться, что было дальше. Например, гость мог распустить о хозяине слухи, что тот падок на человеческие уши, и от хозяина многие бы отвернулись, перестали бы с ним здороваться. Это могло сблизить хозяина с Гретель – единственной душой в той местности, что не поверила сплетням, так как сама и была их причиной. Они могли вскоре окончательно сойтись на почве как обжорства, так и вынужденной маргинальности хозяина. Почему-то в сказке таких полезных сведений не содержится. Также возможно, что обман раскрылся, и Гретель самой отрезали уши, а заодно и язык.


СТОЛИК-НАКРОЙСЯ, ЗОЛОТОЙ ОСЁЛ И ДУБИНКА ИЗ МЕШКА

Эта сказка отличается от других запутанностью сюжета, но всё в конце концов встаёт на свои места, так что терпение читателей будет вознаграждено. В ней очень много сказочного, совсем нет девушек, сплошные мужики и одна коза на всех.

У портного было три сына и коза. Коза была кормилицей (поила всех молоком), но с заскоками – когда отец посылал сыновей пасти козу, она притворялась насытившейся, а потом рассказывала портному, что ей плохо пасли, и она голодна. Отец считал, что сыновья его лгуны и лентяи и последовательно их выгонял. Наконец обман открылся, когда он сам стал пасти козу (мог бы раньше начать!), а она ему те же финтеля выдала. За это он её обрил наголо и отстегал. Поступки, в общем, бессмысленные, да и коза от него после экзекуции сбежала. Портной остался в доме один.

Выгнанные сыновья пошли добывать себе хлеб самостоятельно. Это и неплохо, негоже здоровым балбесам сидеть на шее у козы. Она и вела себя так, чтоб они наконец нашли своё место в жизни, а не занимались поочерёдным выгулом скотины, но её не поняли.

Судьба сыновей  складывалась примерно одинаково. Старший научился столярничать и получил в награду у мастера за добросовестный труд столик-накройся (это такая скатерть-самобранка только в виде столика). Но по дороге домой ему столик подменили, поскольку он неосмотрительно рассказал о его чудесных свойствах и показал его в деле хозяину гостиницы, где останавливался. 

Средний пошёл учиться к мельнику. За работу получил осла, выплёвывающего золото. С какого бодуна мельник отдал такое чудесное животное своему бывшему ученику остаётся только удивляться, хотя и удивляться нечему – на то и сказка. Осла по дороге тоже подменили (очень сложно перевозить генератор золота без охраны).

Младший работал у токаря. В подарок получил мешок с волшебной дубинкой, которая по его команде могла дубасить людей. До этого он получил от братьев письмо, где рассказывалось, как им подменили награды, и что это было сделано хозяином гостиницы. Поскольку те, кого сказка заинтересует, смогут ознакомиться с её подробным содержанием, прочитав её – не буду описывать нудное повествование, как младший сын портного добился возврата столика и осла от нечестного хозяина гостиницы, обокравшего его братьев. Ничего в этом сложного не было с такой дубинкой. Он принёс награды братьев домой, жизнь наладилась безбедная.

Далее всех должна заинтересовать обритая коза и её печальная судьба. Коза от  стыда спряталась в лисьей норе, пугала своими глазищами лису, а потом медведя, но после на неё натравили пчелу, что укусила её в голое темечко – коза выбежала из норы, и далее след её затерялся. Полагаю, она была мужественным животным, пострадавшим сначала от людской несправедливости, а потом так  не сумевшая найти себя в мире животных.

Отредактировано Елене Лаки (2013-03-10 15:26:42)


no more happy endings

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson