Форум литературного общества Fabulae

Приглашаем литераторов и сочувствующих!

Вы не зашли.

#1 2006-06-13 15:00:05

Aberrat
Редактор
Откуда: г. Подольск
Зарегистрирован: 2006-06-01
Сообщений: 364

Ещё один светлый день.

"Ещё один светлый день" - мой новый рассказ. Разбавляю им поток своих старых, коими засыпал уже этот форум ))


                                      Ещё один светлый день.


- Здравствуйте! Заходите. – Женщина тут же исчезает в дверном проёме, сделав перед этим взмах рукой, приглашая гостью войти.
После яркости ламп дневного освещения в подъезде, глаза не сразу привыкают к мрачности квартиры. Наталья переступает через порог с некоторой опаской: что-то есть в стенах этой квартиры, что не внушает доверия.
Откуда-то из глубин квартиры раздаётся голос Ольги. – Аккуратней, на полу вода разлита!
Наталья смотрит себе под ноги. Действительно, по всей площади пола разлита вода, примерно по подошву её спортивных ботинок. Она закрывает дверь и стоит некоторое время не двигаясь, пытаясь рассмотреть окружающую обстановку. Сначала нечёткие, очертания мебели постепенно проявляются, по мере того, как глаза привыкают к мраку. Раздаётся треск и пространство озаряется светом сразу нескольких ламп, сразу же за этим в одной из комнат звучит хлопок и в воду сыпется сноп голубых искр. Наталья чуть пригибается и смотрит, сощурившись, на люстру, висящую в прихожей, где она сейчас и стоит. Свет начинает моргать, то погружая квартиру снова во мрак, то выхватывая её из темноты.
Гостья делает несколько шагов в ту сторону, откуда звучал голос хозяйки. Однако та сама выбегает навстречу Наталье из комнаты, её тенниска расстёгнута на все пуговицы, а волосы растрёпаны. – Вы Ира, так? Извините, пожалуйста, за обстановку. – И Ольга раскидывает руки в стороны - Сегодня весь день какой-то… странный. Воды откуда-то натекло, я, как проснулась – ахнула! И, главное, понять не могу, откуда это всё.  – Ольга говорит быстро, но монотонно, глядя куда-то в сторону и поправляя периодически волосы.
- Нет, извините, я – не Ира. Меня зовут Наталья. – Свет загорается слишком ярко, поэтому обе женщины прикрывают глаза руками, но затем медленно начинает идти на убыль и гаснет вовсе. Наталья медленно опускает руку. – Я… не знаю даже как сказать. – Она задумывается и застывает с улыбкой на лице и поднятой ладонью вверх рукой (будто просящей милостыни), потом словно отмирает, отворачивается и вздыхает. – Господи, как сумасшедшая какая-то. – Она поворачивается и смотрит прямо в лицо Ольге. – Я училась с вашим мужем в одном классе… Мы… дружили. Я узнала про него…
- Так вы не Ирина? Ясно… – Ольга трёт шею сзади, в районе пятого позвонка, рукой, при этом водя головой то влево то вправо. – Может, на кухню пройдёте, раз уж такое дело – вина выпьем. – И Ольга, не дождавшись реакции собеседницы, удаляется на кухню. Водная гладь от её шагов рябит, разрушая отражение. Наталья стоит некоторое время, прислушиваясь к звукам шагов хозяйки. Несколько раз моргает свет. В конце концов, она тоже уходит на кухню.
- Присаживайтесь. – Ольга достаёт из бара бутылку вина и штопор. Ставит её на стол и отправляется за бокалами. – И что? Вы учились с Володей в одном классе. – Она достаёт бокалы из буфета – оба держит в одной руке между пальцев – и резко поворачивается к Наталье. – Вы его любовница?
- Нет. – Наталья отвечает очень быстро, будто вскрикнув при ожоге, и сама немного смущается от этого. – Нет… нет… мы спали с ним, но ещё на первом курсе, то есть… он вас не знал тогда совсем.
Ольга открывает бутылку и разливает вино, потом садится напротив Натальи, поднимая бокал. – За Володьку!
- Да. – Наталья тоже подымает бокал и делает глоток. Ольга уходит куда-то и возвращается через несколько секунд с коробкой конфет.
- Вы когда ко мне шли людей видели на улице? – Ольга смотрит в окно (видимо, единственное не зашторенное во всей квартире), из которого льётся тусклый солнечный свет. В такие дни, если сфотографировать на плёнку небо, то фотография получится белой. Просто белой.
Наталья делает ещё глоток вина. – Да… нет… не помню. – Она хмурится, затем вскидывает брови. – Не помню. А что?
- Я сколько сегодня не смотрю – никого нет. Ни одного человека на улице. – Она поворачивается к Наталье и у той бегут по спине мурашки от её взгляда. – Иногда вроде краем глаза заметишь – будто есть кто-то, а посмотришь – никого. Пустота. Даже соседи снизу не приходят.
Наталья тянется за бутылкой вина. – Можно я? – Ольга только кивает, уставившись в какую-то одной ей видимую точку, и гостья снова наполняет бокал. – А кто такая Ирина?
- Его любовница. – Ольга вновь отворачивается к окну.
- Вы даже её по имени знаете?
- Я не удержалась его мобильник проверить. Он с ней такую переписку вёл! – Ольга делает круговые движения задранным вверх указательным пальцем, будто бы показывая завитки волос. – Вы-со-ко-ли-те-ра-тур-ную. – Это слово она произносит по слогам. – Я ей сообщение отправила с извещением, думала, что это она приехала.
Раздаётся шипение и громкий голос, звучащий как из динамиков, спрашивает: «Как вас зовут?» Наталья вздрагивает и оглядывается, а Ольга вздыхает, поворачивается спиной к окну и облокачивается руками о подоконник. – И так с самого утра. – Она показывает пальцем вверх и закатывает глаза, показывая, как ей уже всё это надоело. Другой голос, женский и более тихий, отвечает на вопрос: «Евгения».
« - Сколько вам лет?
- Двадцать семь.
- Расскажите про свою первую любовь.
- Мне было пятнадцать лет, когда я попала в больницу. Видите, у меня один глаз немного косит? Совсем чуть-чуть – если не приглядываться внимательно, то и незаметно. Это в меня один парень из двора шутки ради шишку бросил, а от неё кусочек откололся и в глаз мне попал. Ушёл куда-то под зрительный нерв. Вот из-за этого я в больнице и лежала. Там, в соседней палате, молодой человек лежал, ему тогда двадцать один год был. Мы с ним подружились, он мне про свою жизнь рассказывал каждый день истории всякие, смешные и грустные. Он там уже долго лежал… Я, когда выписывалась – номер телефона его спросила, позвонить хотела, но он мне его не дал. Сказал: «Не стоит оно того».
Я в тот день на троллейбус села и ездила по кругу до самой ночи, пока водитель не сказал, что это последний рейс, и что они уже никуда не поедут. Больше я этого парня не видела никогда». 
Ольга тоже наполняет свой бокал. – А как вы про Владимира узнали?
Наталья качает головой. – Вы не поверите. – Она перехватывает болезненно отстранённый и прямой взгляд Ольги. - Это очень странная история. Дело в том, что я работаю патологоанатомом в нашем морге, а тут к нам привозят… Смотрю… фамилия знакомая – у меня даже руки затряслись.
- Понятно. – Ольга перебивает её, выдвигая вперёд ладони и показывая, что пора остановиться. Женщины некоторое время молча пьют.
Наталья съедает конфету из набора и, не разжимая губ, проводит языком по зубам. – А какой он был с вами?
Ольга улыбается. – Такой… Простой. Не знаю даже, как сказать. – Она набирает в лёгкие воздух и приподнимает руку над столом, словно собираясь сделать жест, но потом выдыхает и опускает руку, откидываясь на табуретке назад, и прислоняется спиной к стене. – Он мне сказал, когда мы ещё только познакомились, что ему приятно гулять со мной, так как я не против зайти поесть куда-нибудь и часто бегаю в туалет. Он говорил, что это делает меня человеком, а не гуманоидом. Ему не нравятся девушки, с которыми весь день гуляешь-гуляешь, уже в животе урчит и в туалет хочется, а предлагаешь им зайти куда-нибудь, они «нет, давай ещё чуть-чуть походим». – Ольга проводит по нижнему веку правого глаза рукой, словно стирая потёкшую тушь, затем поворачивается к стене и кладёт голову на руку, закрывая ладонью рот.
Наталья тоже улыбается. – Он и в школе таким был. Говорил, что любая девушка должна хотя бы изредка икать, чтобы не быть идеальной. – Обе женщины тихо хохочут.
Где-то в прихожей пробегает расплывчатый силуэт, напоминающий человека, и слышатся всплески воды. Наталья и Ольга смотрят туда некоторое время, а затем опять поворачиваются друг к другу.
Наталья достаёт из коробки ещё одну конфету и держит её в руке двумя пальцами. – Он мне в школе записки писал. Просто так. Там ничего романтичного не было. Помню, в одной из них он про кактусы написал. Так чудно читать было, но мне очень нравилось, я даже скучала, когда он мне их не приносил в школу. А ещё – и Наталья оживляется – у него привычка такая была – бросать такие записки мне в почтовый ящик. Идёшь, бывает, с уроков, в подъезд заходишь, а там – бац, листок бумаги. Домой придёшь, и не читаешь сразу, а ведь хочется! Но нет: умоешься, поешь и только потом медленно так на кровать сядешь - и давай читать.
Снова раздаётся шипение:
« - Как вас зовут?
- Дмитрий.
- Сколько вам лет?
- Сорок один.
- О чём вы думаете?
- О том, что людям свойственно исключать личностный и человеческий фактор из всего, что происходит. Например, мы спокойно говорим о какой-либо математической формуле, применяем её, но редко кто задумывается о жизни её создателя. Кто был этот человек? Чем он пожертвовал ради физики или математики? Была ли у него жена, дети? Был ли он счастлив? Что ему нравилось есть? Какой был его любимый цвет? Мы все не интересуемся этим, мы говорим: формула такого-то, и пишем её на доске или у себя в голове, но ведь мы даже не знаем ничего о человеке, разработавшем её.
Вы знаете, например, что один физик в день получения Нобелевской премии оставил после завтрака на обеденном столе чаевые своей жене? Да, это так. Он просто забылся. А вы слышали, что математик Эриксон очень часто плакал по ночам? Он был очень одинок. Некрасивый мужчина, помешанный на математике, живущий в чахлой квартире – кому он был нужен? Но он же был человеком! Он же ведь плакал!
Все великие люди, были ли они счастливы? Маркес писал свои первые рассказы в чулане под лестницей. Ницше предала любимая девушка и после этого его стали мучить ужасные приступы мигрени. Фрейд, несмотря на то, что был психиатром и психоаналитиком, сам нередко писал своей жене в письмах, что покончит жизнь самоубийством, если она от него уйдёт.
Модильяни, Кундера, Кало, Бетховен, Толстой, Павич, Тарковский, Маллиган, Лорка – они все врываются в наши сердца, занимают все наши мысли, каждую клеточку нашего тела, каждый нейрон мозга. Они изменяют себя, нас и весь мир вокруг, но мы обезличиваем их. Дети читают в школе Лорку, даже не догадываясь о том, что он был бисексуалом, и что он любил Пикассо. Мы словно забираем у них жизнь, которую они нам дарят…»
-  А вы знаете, кем он хотел стать, когда в школе учился? – Наталья водит пальцем по краю бокала.
- Нет. – Ольга смотрит куда-то на стену. – Ой, знаете, вот эта плитка, вот тут, – и она показывает рукой на участок стены возле мойки – вчера бежевая была, а сегодня -  голубоватая. Я что-то только что заметила… – Опомнившись, Ольга резко поворачивается на стуле в сторону собеседницы, задевая локтем бокал. Она успевает поймать его на лету, но остатки вина выливаются. Некоторое время женщины смотрят на вино, которое растворяется в воде, становясь сначала бледно-красным, а затем и вовсе бесцветным. – Извините, я… Кем он хотел стать? 
- Зоологом. Представляете? Он очень любил читать про животных, знал, как кто называется и к какому отряду принадлежит. Его учительница по биологии даже на всякие олимпиады отправляла часто. – Наталья наливает Ольге ещё вина.
- Спасибо. Странно, он мне не рассказывал этого, и про вас ни словом не обмолвился, сколько я его знаю. – Ольга чешет нос и делает им резкий вдох. – Он не был скрытным или молчаливым. Рассказывал что-то постоянно, но очень переживал в последнее время из-за этого. Говорил: «Оль, чтож я такой недомужик-то, а? Когда ж я выговорюсь-то весь уже?» Пытался даже молчать по несколько дней кряду, но потом всё равно что-нибудь да рассказывал. Или стихи начинал читать.
- Во времена, когда я на первом курсе училась, он песни очень любил напевать. И, главное, ведь знал же, что у него ни голоса, ни слуха, но не стеснялся. И вот оттого, что  пел искренне, песни даже звучали как-то… по-другому. – Наталья опускает голову и отводит глаза влево.
- Расскажите про то, как вы с ним спали, если не сложно. – Ольга смущённо склоняет голову набок.
- Да мы с ним один раз только и спали. – Наталья вновь принимается водить пальцем по краю бокала. – Это у меня первый раз был. – Она еле заметно кивает и бросает взгляд на Ольгу. – До этого всё как-то… не получалось. И я с парнями гуляла, и он - с девушками, но у меня всё что-то не ладилось в этом плане. А с ним – так спокойно было. У него не сразу получилось, он лежал просто некоторое время – молчал… Потом, вроде, нормально всё прошло. – Она легонько поглаживает шею. – Во всяком случае, я рада, что Владимир моим первым мужчиной стал. – Наталья вскидывает голову и проводит рукой по волосам, приглаживая их. – А вы ему изменяли?
- Да. Два раза. – Ольга смотрит на пол, где проплывает фотография, на которой запечатлён ребёнок на пляже, чертящий что-то пальцем на песке. Она поднимает фотографию, держит её на весу, чуть потряхивая и давая стечь воде. Кладёт на стол и рассматривает, потирая друг об друга скрещенные под столом пальцы. – Первый раз в кэмпе на берегу Оки, он тогда за продуктами поехал в город, а я бегом в один домик. Там мужчина такой жил – Ольга вытягивает губы трубочкой, еле слышно присвистывая, и задирает глаза вверх – загляденье! Здоровый такой, тело красивое, загорелое – меня всё охаживал несколько дней, взгляды на пляже кидал… А потом, минут через двадцать, обратно, в наш домик. Так этот самец меня тогда отодрал, я даже не смогла потом с Вовкой, хоть и боялась, что он догадается. – Ольга делает глоток вина и поднимает бокал до уровня глаз, наклоняя его в разные стороны и глядя, как перетекает со стенки на стенку вино на его дне.
Наталья смотрит под ноги, положив одну руку на стол, и молчит некоторое время. – А второй? – Она так и не поднимает голову.
Ольга опускает бокал и допивает остатки вина. – А второй… Просто напилась на дне рождении одной подруги с работы, и меня её знакомый подвезти до дома вызвался. Вот, прямо и в машине… А вы замужем?
- Нет, не сложилось как-то...
« - Как вас зовут?
- Марина.
- Сколько вам лет?
- Девятнадцать
- О чём вы хотите рассказать?
- Вы знаете, что есть такая болезнь – деменция? Это постепенное разрушение головного мозга. Представьте, рождается ребёнок, здоровый, розовенький – родители счастливы. А потом подходит врач и говорит, что у ребенка обнаружена врождённая деменция, и что через года два-три он станет ничем – просто будет сидеть и пускать слюни. И родители живут с ним, обнимают его, смотрят, как он учится говорить, ходить. Смотрят, как он играет и общается со сверстниками. Но они понимают, что скоро он перестанет говорить, у него нарушится координация движений, постепенно он перестанет понимать, что происходит. Одна за другой, все высшие психические функции начнут отпадать…
О чём, интересно, думают родители, когда врач им всё это рассказывает. Вот когда мне врач говорил, что мой отец умер от обширного инфаркта, я думала о том, что у врача в кабинете очень стол скрипучий. Он пишет что-то, а стол скрипит. … (Слышны всхлипы) … Господи, а?»
Снова начинает моргать свет. В соседней с кухней комнате что-то падает, производя глухой звук.
- А почему вы с ним расстались? – Ольга разливает вино по бокалам и ставит пустую бутылку на пол, рядом с ножкой стола.
- Я в другой город уехала, там жила почти семь лет, в другой институт поступила и окончила, потом сюда потянуло снова. А когда приехала, как-то даже и не думала уже о нём. – Наталья ногтем пытается оттереть что-то со штанины. – Простите, если я что-то не то спрашиваю, но почему у вас детей не было?
Ольга, немного приподнявшись, протягивает руку к подоконнику и берёт пачку сигарет и зажигалку. Прикуривает. Выпускает дым и смотрит на него. – Мы сначала не хотели, думали: вот нагуляемся вдоволь, тогда и о ребёнке можно подумать. Так гуляли до двадцати восьми, потом попробовали – не получилось. Мы даже не ходили к врачу, просто решили, что если получится, то получится, а на нет – и суда нет… Да и не решили даже, – Ольга неожиданно повышает тон – мы вообще мало что решали! Просто несовместимы, наверное, были… Или кто-то из нас – бесплоден. Так и остались без детей, позже даже о них говорить перестали. – Ольга оглядывает кухню, затем стряхивает пепел в опустевший бокал вина.  – А у вас есть дети?
- Да, дочка – Венера. – Уголки губ у Натальи слегка приподнимаются.
- Венера? Красивое имя. А у вас есть фотография?
- Нет. – Наталья качает головой и говорит одновременно. – Я сегодня без сумки, а она у меня там… в кошельке… - Наталья замолкает, кладёт руку локтем на стол и трёт пальцами лоб над бровью. – Странно… - Её взгляд словно теряется где-то. – Я же всегда беру с собой сумочку…
« - Как вас зовут?
- Иван.
- Сколько вам лет?
- Двадцать два года.
- Прочтите своё стихотворение.
-Какое именно? … (Пауза) … Ладно. Одно из моих любимых. Оно называется «Перечёркиваю».

Глядя бездумно в зеркало
Перечёркиваю на треугольники,
И улыбка блестит раздробленно
На прокуренном подоконнике.

Перечёркиваю пустошь
На скрипучие петли качелей,
И взлетают белые хлопья
Голубей, что на крышах сидели.

Кольцо, что на правой руке
У дамы блестит подчёркнуто
(Словно амбарный замок)
На четыре дуги перечёркиваю.

Перечёркиваю себя
И тебя в голове перечёркиваю,
Слёзы делают строки нечёткими,
А я всё сижу – перечёркиваю.»

- Так без него… тошно… - Ольга кидает окурок в импровизированную пепельницу. – Словно к сердцу ружьё приставили и выстрелили в упор. И теперь у меня там – Ольга кладёт ладонь на левую грудь – дырка, и я чувствую, как она заживает. Но… шов от неё всё равно не затянется, то есть, я хочу сказать, – она трёт большим пальцем правой руки указательный палец левой – новой плоти там уже не будет, будет просто… корочка. – Она смотрит Наталье в глаза. – Вы понимаете, что я хочу сказать?
Наталья молча смотрит на неё несколько секунд, потом открывает молнию на боковом кармане своего спортивного костюма и достаёт оттуда маленький камень песочного цвета, буквально несколько миллиметров в диаметре. Протягивает его Ольге, которая отстранённо его разглядывает, положив себе на ладонь. – Я это из его желчного пузыря взяла… Хоть что-то на память хотелось… оставить. Говорят, что это злость человека в виде камней материализуется. – У Натальи из глаз катятся слезы, и голос становится сбивчивым. – Посмотри, Оль, в нём так мало злобы было. Он ни на кого не злился. Он нас всех прощал… – Она запускает руки в волосы, опускает голову и громко сглатывает слюну. А слёзы уже потоком стекают по её щекам к подбородку и капают на стол.


Aberrat
Ибо всё - тлен...
царь Давид

Неактивен

 

#2 2006-06-13 17:37:05

Aberrat
Редактор
Откуда: г. Подольск
Зарегистрирован: 2006-06-01
Сообщений: 364

Re: Ещё один светлый день.

RUTA JURIS

Это чисто женский рассказ.

- Учитывая, что я - мужчина, даже не знаю, за комплимент это принимать, или за порицание...


Aberrat
Ибо всё - тлен...
царь Давид

Неактивен

 

#3 2006-06-14 00:51:49

Евгений А.
Участник
Откуда: Брянск
Зарегистрирован: 2006-05-05
Сообщений: 709
Вебсайт

Re: Ещё один светлый день.

Aberrat написал(а):

Сколько вам лет?
- Сорок один.
Рассказывал что-то постоянно, но очень переживал в последнее время из-за этого. Говорил: «Оль, чтож я такой недомужик-то, а? Когда ж я выговорюсь-то весь уже?»

К 42-м годам большинство людей (и особенно - мужчин) испытывают очередной КСВ (кризис среднего возраста) , он совпадает с концом 6-го семилетнего цикла... По мнению Ошо - на завершение своей сексуальной миссии им остается еще одна "семилетка", иначе говоря - грядет "Римская весна", пора последних перемен в личной жизни. 
А болтливость - утечка физических сил, когда их все меньше... В отличии от духовных, но это еще надо осознать! smile1

Отредактировано Евгений А. (2006-06-14 00:52:58)


"Истина едина, а на различия западает лишь омраченность" В.С.Бойко

Мои избранные темы на Фабуле
Евгений А. на Стихире
в Контакте

Неактивен

 

#4 2006-06-14 01:13:50

Aberrat
Редактор
Откуда: г. Подольск
Зарегистрирован: 2006-06-01
Сообщений: 364

Re: Ещё один светлый день.

Евгений А.

Странно вы процитировали мой рассказ. Мужчина, который говорит. что ему "Сорок один" и мужчина. который переживает из-за излишней разговорчивости - это разные люди. Неужели вы этого не поняли?
Во-вторых: кризисы жизни есть и у Эриксона, а семилетние циклы - у Пифагора, и у того, и у другого они гораздо проработаннее и качественнее, чем у Ошо. Поверьте человеку, который не одну лекцию прослушал на эту тему, и даже курсовую написал )))


Aberrat
Ибо всё - тлен...
царь Давид

Неактивен

 

#5 2006-06-14 01:27:48

Евгений А.
Участник
Откуда: Брянск
Зарегистрирован: 2006-05-05
Сообщений: 709
Вебсайт

Re: Ещё один светлый день.

У Ошо имел в виду "Зрелость" в контексте "беса в ребро" - к другим его вещам я более равнодушен, и разницу 9-и и 7-и летних циклов вполне представляю..)
А "болтливость" - как расстройство доши VATA (по Аюрведе) вполне может совпасть с 41 годом - этим кризисным возрастом мужчин... у меня он пришелся на 2001 год, а как Вы его пережили?

Aberrat написал(а):

Странно вы процитировали мой рассказ.

Отнюдь: "тенниска расстёгнута на все пуговицы" - это надо увидеть!)))
И еще задел садомазохистский смак с водопроводом и электричеством: это ведь не гроза на фоне драмы, это явный подтекст - так ей и надо, без него (или меня?) все прахом пошло!
- Когда я лежал в больнице летом 2001 - жена плакалась, что накрылись почти все электроприборы, краны, замки, - все, что невидимо питается мужским духом...

Отредактировано Евгений А. (2006-06-14 02:03:52)


"Истина едина, а на различия западает лишь омраченность" В.С.Бойко

Мои избранные темы на Фабуле
Евгений А. на Стихире
в Контакте

Неактивен

 

#6 2006-06-14 07:25:14

Aberrat
Редактор
Откуда: г. Подольск
Зарегистрирован: 2006-06-01
Сообщений: 364

Re: Ещё один светлый день.

Евгений А.

а как Вы его пережили?

Евгений, дело в том, что мне только 21 год )) Через 20 с лишним лет я напишу рассказ о том, как я переживаю 41-летний кризис. wink2

Отнюдь: "тенниска расстёгнута на все пуговицы" - это надо увидеть!)))

на тех теннисках, что у меня, и тех, что на теннисистах по три пуговицы, и они даже до груди не доходят, так что "расстёгнутая на все пуговицы" - это значит с оголённой ключицей.

А садомазохизм с квартирой - ну, я так думаю, вы поняли, что это не просто протечка воды. "Это не мечты... нет... Здесь что-то с совестью..." (Лемм, "Солярис") я хотел поместить персонажей в место, где связей с реальностью будет минимум, но, в то же время, сам контекст повествования не уйдёт в сторону фантазии... а вот утопии, пожалуйста. Затопленная квартира с мерцающим светом, вся занавешанная, мрачная, с бегающими туда-сюда существами-образами, меняющимся цветом обоев и плитки и, наконец, с кусочками странного интервью, звучащими громко откуда-то со всех сторон - чем не измирение нашей совести и воспоминаний.


Aberrat
Ибо всё - тлен...
царь Давид

Неактивен

 

#7 2006-06-14 23:43:31

Черёмина
Редактор
Зарегистрирован: 2006-02-13
Сообщений: 1744
Вебсайт

Re: Ещё один светлый день.

Предыдущие вещи были хороши, но эта - шедевр. Блестящая находка - описывать не переживания человека, его мысли и прочие "внутренности", а показывать его действия, ПОКАЗЫВАТЬ, а не рассказывать, ситуацию в режиме реального времени. Поймала себя на том, что повторяю жесты этих женщин, скупо-выразительные. В конце поняла, что жду появления третьей, с которой велась высоколитературная смс-переписка. Потом думаю - какая же я дура, конечно же, она не придет. То есть, в ситуацию безоговорочно веришь, как веришь в увиденное своими глазами. И легкий налет сюра с разноцветной плиткой, отчего-то забытой сумкой, мелькающими тенями и урывками включающегося радио (телевизора?) с монологами людей - все это лишь подчеркивает реальность действа. Разве не было такого стойкого чувства во время стресса, что все происходит во сне?

Неактивен

 

#8 2006-06-16 08:43:54

Aberrat
Редактор
Откуда: г. Подольск
Зарегистрирован: 2006-06-01
Сообщений: 364

Re: Ещё один светлый день.

Черёмина

Спасибо за высокохудожественный отзыв ))
Мне тут сказали, что тот жанр. в котором я пишу, правильнее называть сценарием, а не рассказом. Как думаете?


Aberrat
Ибо всё - тлен...
царь Давид

Неактивен

 

#9 2006-06-17 14:00:28

Эмилия Галаган
Бывший редактор
Откуда: Гомель
Зарегистрирован: 2006-04-30
Сообщений: 855

Re: Ещё один светлый день.

Aberrat написал(а):

Мне тут сказали, что тот жанр. в котором я пишу, правильнее называть сценарием, а не рассказом. Как думаете?

Я думаю, какое-то рациональное зерно в этом есть (в определении Ваших произведений как сценариев). Но, по мнению литературоведов, действительно выдающиееся произведение никогда не вмещается в рамки одного жанра. И здесь именно такой случай. У меня, например, сразу жесткая ассоциация с Достоевским. В плане полифонизма: у каждого героя свой голос, своя позиция, они высказывают их, но не для того, чтобы убедить в чем-то собеседника, а для того, чтобы просто СКАЗАТЬ.
Фиксация внешней строны событий, без внутренних монологов и т.п. Но такой способ подачи материала создает впечатление...как будто смотришь сквозь толщу воды очень глубокого водоема и пытешься понять, что же на дне...Так смотришь на этих людей "снаружи" и постепенно погружаешься в их внутренний мир - эмоции, которые сложно передать словами.
Сюрреальные детали - свет, вода, исчезнувшие с улиц люди - создают очень интересную атмосферу (на грани реальности и ирреальности), которую я особенно люблю...
Не буду присваивать высокое звание шедевра (это дело истории), но, по-моему, - ОЧЕНЬ И ОЧЕНЬ.


Эмилия Галаган

Снег. Смех. Свет.

Неактивен

 

#10 2006-06-17 17:10:52

Евгений А.
Участник
Откуда: Брянск
Зарегистрирован: 2006-05-05
Сообщений: 709
Вебсайт

Re: Ещё один светлый день.

Эмилия, после такого анализа автору (любому) труднее двигаться дальше: где конструктивная критика? smile1

Aberrat, как с точки зрения психолога должна строится "рыба" современного рассказа, из каких блоков и в какой последовательности? 
Может ли психологическая проза обрести "боевые" свойства НЛП, и не пришло ли время создавать систему психологической безопасности (используя и литературные наработки)? cool


"Истина едина, а на различия западает лишь омраченность" В.С.Бойко

Мои избранные темы на Фабуле
Евгений А. на Стихире
в Контакте

Неактивен

 

#11 2006-06-17 17:40:21

Aberrat
Редактор
Откуда: г. Подольск
Зарегистрирован: 2006-06-01
Сообщений: 364

Re: Ещё один светлый день.

Евгений А.

как с точки зрения психолога должна строится "рыба" современного рассказа, из каких блоков и в какой последовательности?

Любой рассказ с точки зрения психологии - это проекция (перенос) своих внутренних конфликтов и переживаний на бумагу, некое подобие искупления. Это то самое творческое начало, которое так возвышают персонологи любых психологических школ: от психоанлиза в лице Адлера, Юнга и их последователей (сам Фрейд на творчество как способ терапии и выражения особо не смотрел, ему ещё чем занятся было), до гуманистических психологов, повылезавших как грибы после дождя в 60-ых годах в Америке. Так вот, никакой "рыбы" рассказа в психологии быть не может, так как если человек пишет ТАК, а не иначе, значит ему ТАК и следует писать. Его психика лучше знает, что ей необходимо перенести на бумагу и в каком виде.

Может ли психологическая проза обрести "боевые" свойства НЛП, и не пришло ли время создавать систему психологической безопасности (используя и литературные наработки)?

А вы почитайте или вспомните (если уже прочли) "Бубен нижнего мира" Виктора Пелевина и, скажем, "Бойцовский клуб" или "Удушье" Чака Паланика. Первый уж точно заставит ваше сердце работать в том ритме, который хотел задать писатель. Чем не начальная стадия НЛП? Если можно заставить человека реально испугаться (участится пульс, расширятся зрачки), то значит, в теории, можно воздействовать как-то иначе и на само функционирование психики.
Второй примечателен тем же, чем в своё время был примечателен "Отцы и дети" Тургенева, то есть это масс-изменение сознания целого поколения. Среди моих друзей и знакомых есть так называемые "фанаты", так для них книга Паланика или Уэлша сродни библии. Они знают её наизусть -это не просто чтиво, это фиософия. К чему это я? К тому, что возможно в каждом из нас есть комплекс внутренних детерминант, которые начинают действовать только под влиянием из вне, в том числе и искусства. Когда человек курит или принимает кислоту у него в голове Хантер Си Томпсон, когда никому не мешая тихо дерётся в парке, а потом жмёт сопернику руку - Паланик.
Литература давно уже изменяет поведение и психические аспекты функционирования личности, но думать о службе безопасности пока, видимо, рановато.


Aberrat
Ибо всё - тлен...
царь Давид

Неактивен

 

#12 2006-06-17 18:35:38

Евгений А.
Участник
Откуда: Брянск
Зарегистрирован: 2006-05-05
Сообщений: 709
Вебсайт

Re: Ещё один светлый день.

Aberrat написал(а):

если человек пишет ТАК, а не иначе, значит ему ТАК и следует писать. Его психика лучше знает, что ей необходимо перенести на бумагу и в каком виде.

Следовательно, "учить писать" - это и удлинять "искупление" автора в угоду массовому читателю? И то, чему учил М.Веллера его "Гуру" - лишь лукавое ремесло?
- Первое. Научись писать легко, свободно - и небрежно - так  же,  как
говоришь. Не тужься и не старайся. Как бог на душу положит. Обычный устный
пересказ - но в записи, без сокращений.
- Второе. Пиши о том, что знаешь, видел и пережил.  Точнее,  подробнее,
размашистее.
- Третье. Научись писать длинно. Прикинь нужный  объем,  и  пиши  втрое
длиннее. Придумывай несуществующие, но возможные подробности. Чем  больше,
тем лучше. Фантазируй. Хулигань.
- Четвертое. А теперь ври напропалую. Придумывай от начала и до  конца;
начнет вылезать и правда -  вставляй  и  правду.  Верь,  что  это  так  же
правдоподобно, как то, что ты  пережил.   
- Пятое. Выкидывай все, что можно выкинуть! Своди страницу в  абзац,  а
абзац - в предложение! Не печалься, что из  пятнадцати  страниц  останутся
полторы. Зато останется жилистое мясо на костях, а не одежды на жирке.
- Шестое. Никаких украшений! Никаких повторов!  Ищи  синонимы,  заменяй
повторяющееся на странице слово  чем  хочешь!  Никаких  "что"  и  "чтобы",
никаких  "если"  и  "следовательно",  "так"  и  "который".   
- Седьмое.  Необходимо  соотношение, пропорция между прочитанным и пережитым на своей шкуре, между передуманным и услышанным от людей, между рафинированной информацией из книг и  знанием через ободранные бока.
- Восьмое. Восемь знаков препинания способны сделать с текстом  что  угодно.
- Девятое. Что  каждая  деталь должна работать, что ружье должно выстрелить - это ты уже  знаешь.  Слушай прием  асов:  ружье,  которое  не  стреляет.  Это   похитрее.
- Десятое. Вставляй лишние, ненужные по смыслу  слова.  Но  чтоб  без
этих  слов  -  пропадал  смак  фразы. (с)

Aberrat написал(а):

чем в своё время был примечателен "Отцы и дети" Тургенева, то есть это масс-изменение сознания целого поколения.

Согласен, вот где этот новый Базаров для сегодняшних поколений? Вряд ли это Че Гевара... smile1

Отредактировано Евгений А. (2006-06-17 19:17:12)


"Истина едина, а на различия западает лишь омраченность" В.С.Бойко

Мои избранные темы на Фабуле
Евгений А. на Стихире
в Контакте

Неактивен

 

#13 2006-06-17 21:36:38

Aberrat
Редактор
Откуда: г. Подольск
Зарегистрирован: 2006-06-01
Сообщений: 364

Re: Ещё один светлый день.

Евгений А.

вот где этот новый Базаров для сегодняшних поколений?

Для большинства это Тайлер Дерден из "Бойцовского клуба" Паланика

Следовательно, "учить писать" - это и удлинять "искупление" автора в угоду массовому читателю? И то, чему учил М.Веллера его "Гуру" - лишь лукавое ремесло?

Нет. Это правильно с позиции литературы, но вы же спрашивали с позиции психологии, а та, в свою очередь, говорит: "Лишь бы как, только пиши, дамы переживания не вытеснились в бессознательное\ушли в незаконченный гештальт\привели к личностной травме (на выбор, смотря приверженцем какой школы вы являетесь).


Aberrat
Ибо всё - тлен...
царь Давид

Неактивен

 

#14 2006-06-18 01:34:47

Евгений А.
Участник
Откуда: Брянск
Зарегистрирован: 2006-05-05
Сообщений: 709
Вебсайт

Re: Ещё один светлый день.

Aberrat написал(а):

Евгений А.

вот где этот новый Базаров для сегодняшних поколений?

Для большинства это Тайлер Дерден из "Бойцовского клуба" Паланика

...35 лет назад аналогичное "большинство" перлось от Алекса в "Механическом апельсине", где тот так перевел «Оду к радости» Шиллера-Бетховена: "...всех убей, кто слаб и сир, всем по морде — вот возмездье! В зад пинай вонючий мир!»
И что, надолго он стал новым Базаровым?
Я не думаю, что Алекс и Тайлер Дерден - выше Че Гевары...

Отредактировано Евгений А. (2006-06-18 01:39:21)


"Истина едина, а на различия западает лишь омраченность" В.С.Бойко

Мои избранные темы на Фабуле
Евгений А. на Стихире
в Контакте

Неактивен

 

#15 2006-06-18 09:02:32

Aberrat
Редактор
Откуда: г. Подольск
Зарегистрирован: 2006-06-01
Сообщений: 364

Re: Ещё один светлый день.

Евгений А.

От Алекса и сейчас прутся, но только прутся - не больше, понимая всю безфилософичность и тупиковость его проживания, кланяясь, однако, Энтони Бёрджессу за его талант.
Дёрден не выше Че - он ещё не прошёл испытание временем (и вряд ли пройдёт), но он хоть ЧТО-ТО для моего поколения ("ПОКОЛЕНИЯ НЕТ" как его кличет Стогоф), а вот Че - уже никто и ничто.


Aberrat
Ибо всё - тлен...
царь Давид

Неактивен

 

#16 2006-06-18 17:07:14

Анатолий Елохин
Автор сайта
Зарегистрирован: 2006-05-16
Сообщений: 434

Re: Ещё один светлый день.

applause

Неактивен

 

#17 2006-07-27 02:28:58

рыбка-бананка
Автор сайта
Откуда: Киев
Зарегистрирован: 2006-06-24
Сообщений: 158

Re: Ещё один светлый день.

Блин, я про Т.Дердена забыл, думал у нас вообще никогошеньки нет.

Фраза "Поколения нет" - это я чую надолго в обиход себе возьму.

По поводу Че, так он скорее примочка культуры, некий символ, но не личность; Тайлер Д. больше подходит нашему непоколению столь выраженному в потребительском (раньше были люди, а теперь рты\Платонов "Чевенгур").
И вот еще вспомнил Рентона из "На игле", но он как-то слабоват.
А что вы думаете девочки\дефки\женщины ровняются ли на героинь "Секса и города", подражают ли им? спросил и страшно стало.

Хотел спросить может ли кто объяснить что такое - "интертекст", а то в энциклопедии нема такого.
и еще пишет ли книги нонче Ерофеев?

Неактивен

 

#18 2006-08-05 17:20:54

Aberrat
Редактор
Откуда: г. Подольск
Зарегистрирован: 2006-06-01
Сообщений: 364

Re: Ещё один светлый день.

рыбка-бананка

А что вы думаете девочки\дефки\женщины ровняются ли на героинь "Секса и города", подражают ли им? спросил и страшно стало.

Отвечать ещё страшнее, чем спрашивать... )) Не знаю... То поколение барышень, с которыми я общаюсь (21-28 лет) - вряд ли взяли себе на вооружение прототипы вышеупомянутого сериальчика. Вот, боюсь, подрастающее поколение деФФчонок (знаете.. таких.. которые классе в одиннадцатом с жевачкой и мобильником, приросшим к руке - короче, Набоков в могиле ворочается) будут брать в пример всяких там Синтий.. или как их там звали...
Кстати, уважаемый, а рассказ-то вам как? Не находите, что это немного неуважительно, зайти в топик и комментировать комментарии, а не произведение...


Ой.. только увидел, что вы у нас нынче не в фаворе.. Ну, как из бана выйдите - ответьте пожалуйста по существу.


Aberrat
Ибо всё - тлен...
царь Давид

Неактивен

 

#19 2008-03-26 19:51:39

Ольга Чибис
Редактор
Зарегистрирован: 2007-02-18
Сообщений: 306

Re: Ещё один светлый день.

Да, здорово - показать эмоции, отстранившись от них и добавив нотку абсурда в реальность.)

Единственное, что мне мешало читать - некоторая тяжеловесность в описаниях, особенно жестов.
Например, два и больше родительных падежа подряд - это нормально для, скажем, научного стиля. А в художественном - пока еще через них проберешься... smile1 Особенно если при них  еще и определения есть:
"к звукам шагов хозяйки", "яркости ламп дневного освещения" и т. п.

Или вот: "Ольга чешет нос и делает ИМ резкий вдох". Ну понятно, что им, носом - чем же еще? smile1

А словосочетание "некоторое время" в тексте встречается чуть ли не 7 раз - можно было бы внести разнообразие.

Больше всего понравились вставки ("Как вас зовут, сколько вам лет?") Они, пожалуй, создают настроение лучше всего - лучше жестов. И камешек в финале - жутковатый немножко, если подумать, но очень яркая деталь.)


Ольга Чибис
Платон мне друг, а истина относительна.

Неактивен

 

#20 2008-03-27 00:11:44

Aberrat
Редактор
Откуда: г. Подольск
Зарегистрирован: 2006-06-01
Сообщений: 364

Re: Ещё один светлый день.

ОГО!!! Где вы только откопали эти рассказы, Ольга?! Сам их ещё раз перечитал ))
Ваши замечания приму к сведению и повторы постараюсь исправить как настроение появится.
Сдаётся мне, кто-то вам их посоветовал... или любопытство просто?
В любом случае, очень приятно придти домой и обнаружить, что кто-то прочёл несколько твоих старых рассказов и даже оставил отзыв и замечания. Настоящее счастье для писателя-любителя.
Спасибо!!

P.S.: а можно узнать, почему вы выбрали именно эти два произведения? или у вас в планах ознакомление со всеми моими рассказами?


Aberrat
Ибо всё - тлен...
царь Давид

Неактивен

 

#21 2008-03-27 12:35:39

Ольга Чибис
Редактор
Зарегистрирован: 2007-02-18
Сообщений: 306

Re: Ещё один светлый день.

Aberrat написал(а):

а можно узнать, почему вы выбрали именно эти два произведения?

По названию, наверное.) Решила почитать что-нибудь Ваше и пошла на Вашу страницу.
Значит, это ранние рассказы.  А последние какие?


Ольга Чибис
Платон мне друг, а истина относительна.

Неактивен

 

#22 2008-03-27 13:26:51

Aberrat
Редактор
Откуда: г. Подольск
Зарегистрирован: 2006-06-01
Сообщений: 364

Re: Ещё один светлый день.

Ольга, "Сказка..." действительно ранний рассказ. Один из самых первых.
А вот "Ещё один светлый день" - уже из последних. После него были "Двое" и "Синдром Стендаля".
Кстати, если моя проза Вам понравится, советую почитать также "Тошноту" - он тоже из последних.

Рута! Вам, конечно, тоже спасибо! Любой отзыв приятен, а приятный отзыв - приятен в квадрате. Целую вашу руку.


Aberrat
Ибо всё - тлен...
царь Давид

Неактивен

 

#23 2008-09-28 22:23:43

Ангелина Мальцева
Забанен
Зарегистрирован: 2008-03-06
Сообщений: 77

Re: Ещё один светлый день.

Несомненно, Вы, Aberrat, талант. У Вас мощнейшее воображение. Вы действительно создали двух женщин и мужчину, и они у Вас - живые! Рассказ замечательный. Почистить в начале нужно, конечно: повторы, неудачные обороты, но это все исправимо. На мой вкус и мое понимание, это и есть проза: взгляд читателя за слова не зацепляется. (А у Клименка, например, спотыкаешься о каждое слово, читать трудно, не хочется. )
И эти вставки с голосами как-то к месту, хотя и рисковали...
Дрогнуло немного воображение в момент пролития вина...
Нет, очень хорошо, молодец. И современно очень - по стилю, по ходам.
С таким воображением и творческой мощью далеко пойдете. Предсказываю Вам славное писательское будущее.
И еще, по названию. Название, мне кажется, не подходит. Рассказ не светлый, там нет света, там - по ощущению - мокро/слезы/туман. Какого-то другого названия просит восприятие.
Еще раз -
Респект.

Неактивен

 

#24 2008-09-29 12:40:19

Aberrat
Редактор
Откуда: г. Подольск
Зарегистрирован: 2006-06-01
Сообщений: 364

Re: Ещё один светлый день.

Ангелина, спасибо! Рад что вам понравилось. Касательно названия: я вижу в рассказе свет. Может, название субъективно, но на мой взгляд преступно давать объективные названия тому, что пишешь для себя.
Кстати, поговорим лучше о вас )) В природе существует как минимум одно ваше напечатанное произведение в виде брошюры. Полноценное, с нумерацией страниц, переплётом и мягкой обложкой. Это "Совершая подвиг" естесственно. Я распечатал его в таком виде, дабы удобнее было читать (устал выискивать по форуму все главы). Есть несколько нареканий, но о них напишу уже в вашей теме на днях.


Aberrat
Ибо всё - тлен...
царь Давид

Неактивен

 

#25 2008-10-01 11:52:50

Эмо
Участник
Зарегистрирован: 2008-09-26
Сообщений: 17

Re: Ещё один светлый день.

Все хвалят, и я тоже хочу похвалить )
Вы, Aberrat, понимаете о чем должна быть проза - вот что приятно.
Вы не играете в писателя, Вы не дуркуете со словами -  за это отдельная благодарность, только не надо заливать что Вам 17 ).
У Вас есть мастерство и свой почерк - факт подтверждаю, поскольку помню пару Ваших рассказов, этот третий - все достойные.
Предсказывать, как Мальцева, писательское будущее не буду, - пускай сама пишет, - лучше уж режиссерское ))), у Вас с Тарковским схожесть есть, мне кажется )))
...Вообще-то я люблю больше измываться над авторами - хобби такое ))). - Вот плиточка непонятная в рассказе: толку от нее уже нет, и так все закручено )

Отредактировано Эмо (2008-10-01 11:54:26)


Жуков Иван

Неактивен

 

#26 2008-10-01 14:26:02

Aberrat
Редактор
Откуда: г. Подольск
Зарегистрирован: 2006-06-01
Сообщений: 364

Re: Ещё один светлый день.

Спасибо. Очень приятный отзыв. Какой-то.. структурированный )) По пунктам попытаюсь обеспечить обратную связь )
1) мне уже и впрямь не 17. теперь мне почти 24 (в декабре исполнится)
2) плитка - дело в том, что в этот рассказ за основу вошёл мой сон. конечный результат сильно разнится со сном, но вода на полу и плитка - оттуда. В момент, когда мне пришёл сюжет рассказа, я попытался создать атмосферу некоего измерения, сталкивающего людей с их прошлым, с чем-то нереализованным (вот вам и Тарковский). Тогда как нельзя кстати пришлось воспоминание об этом сне.


Aberrat
Ибо всё - тлен...
царь Давид

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson