Форум литературного общества Fabulae

Приглашаем литераторов и сочувствующих!

Вы не зашли.

#1 2012-08-02 22:23:09

Юрий Лукач
Автор сайта
Откуда: Екатеринбург
Зарегистрирован: 2009-03-30
Сообщений: 4029

Катулл Мендес о Леконте де Лиле

В пандан к предыдущему посту - фрагмент из воспоминаний поэта-парнасца Катулла Мендеса, который мне кажется интересным.

Чего нам не доставало -- это жесткой дисциплины, четкого и решительного поведения. Конечно, мы обладали чувством красоты, испытывая ужас перед глуповатой сентиментальностью, которая тогда позорила французскую поэзию! Ну что ж! столь юные, мы в беспорядке и наудачу бросались в схватку и шли на завоевание своего идеала. Было самое время, чтобы недавние дети обрели повадки взрослых мужчин, чтобы наш партизанский отряд стал регулярной армией. Нам нужен был образец - образец, навязанный сверху, который бы, оставляя нам интеллектуальную независимость, заставил нас серьезно и достойно копить наши разбросанные силы ради победы.
Именно от Леконта де Лиля мы его получили.
День, когда Франсуа Коппе, Вилье де Лиль-Адам и я имели честь прийти к Леконту де Лилю -- г-н Луи Менар, поэт и философ, представил нас ему; день, когда мы имели счастье встретиться у хозяина дома с Жозе-Мариа де Эредиа и Леоном Дьерксом, увидеть Армана Сильвестра, вновь повидаться с Сюлли-Прюдомом -- это день, с которого собственно и начинается наша история, переставая быть легендой; то время, когда отроки стали мужами.
Конечно, наша вчерашняя молодость не совсем умерла, и мы не отказались полностью от рискованных странностей в искусстве и в жизни. Но мы оставляли все это на пороге дома Леконта де Лиля, как снимают карнавальные одеяния, возвращаясь домой. Мы были в этом похожи на молодых венецианских художников, которые проводили ночь на гондоле, распевая песни и лаская рыжие волосы красавиц, но сразу принимали серьезный, почти суровый, вид перед тем, как войти в мастерскую Тициана.
Ни один из тех, кто было допущен в салон Леконта де Лиля, никогда не забудет этих благородных и приятных вечеров, которые в течение стольких лет - да, на протяжении многих лет - были лучшими часами нашей жизни. С каким нетерпением мы каждую долгую неделю ждали субботы, драгоценной субботы, когда нам  было дано, соединившись разумами и сердцами, собраться вокруг того, кто был объектом нашего восхищения и нашей нежности! В маленький салон, на шестой этаж нового дома на бульваре Инвалидов, мы приходили рассказать о своих планах, приносили свои новые стихи, настойчиво требуя мнения товарищей и старшего друга. Те, кто говорил о взаимных восторгах, те, кто обвинял нашу группу в избытке самолюбования, конечно же, были плохо информированы. Я полагаю, что никогда никто из нас не осмелился бы в доме Леконта де Лиля сформулировать похвалу или критику без убежденности в своей правоте. Не было ни преувеличенных похвал, ни желчной недоброжелательности. Искренние умы -- вот кем мы были; и Леконт де Лиль подавал нам пример такой искренности. С суровостью, за которую мы были благодарны, он нередко порицал наши новые произведения, упрекая нас за лень, делая выговор за наши уступки. Он любил нас и потому не был снисходителен. Но какую цену придавала эта привычная строгость его похвалам! Я не знаю большей радости, чем быть одобренным справедливым и твердым умом. Самое главное - из моих слов не следует, что Леконт де Лиль был одним из тех нетерпимых гениев, что желают создавать поэтов по своему подобию и любят в литературных сыновьях только их сходство с собой! Наоборот. Автор "Каина", вероятно, из всех авторов того времени был наиболее восприимчив к любым призваниям и произведениям, даже противоположным его собственной натуре. Он никогда не подчеркивал своего величия. Единственный закон, который он навязывал - и хороший закон, - состоял в поклонении искусству, в презрении легких успехов. Он был эталоном литературной порядочности; никогда не ограничивая разнообразия наших устремлений, он был и остается нашей поэтической совестью. Именно к нему мы шли с вопросами, именно к нему мы пойдем с вопросом в час сомнения, чтобы он предостерег нас от зла. Он осуждает или оправдывает, и мы покорны ему.
Ах! я еще вспомню все тогдашние насмешки над этими вечерами в салоне Леконта де Лиля. Что ж! насмешники ошибались, ибо я верю в то, что говорю: в ту эпоху, к счастью уже минувшую, когда поэзия осмеивалась всюду, когда писать стихи имело синоним "умирать от голода", когда весь успех, вся известность принадлежали рифмачам элегий да кропателям куплетов, нытикам и хохотунам, когда было достаточно сочинить сонет, чтобы прослыть идиотом, и сочинить оперетку, чтобы тебя признали великим человеком; именно в ту эпоху как прекрасно выглядели несколько молодых людей, влюбленных в настоящее искусство, страстно преданных идеалу, бедных по большей части и презиравших богатство, в чем невозмутимо признавались; веря в поэтов - религия, которая никогда не исключала свободы мысли - они объединились вокруг высокочтимого учителя, бедного как они!
Столь же ошибочным было бы считать, что наши литературные собрания были догматическими и мрачными заседаниями. Леконт де Лиль принадлежал к тем людям, которые всегда стремятся избежать восхваления своей личности, поэтому в моем рассказе не будет занятных подробностей. Я не расскажу ни о мягких улыбках в непринужденности, которой мы так гордились, ни о радушии товарища, которым был для нас великий поэт, ни о болтовне у камелька, - она бывала серьезной, но бывала и очень веселой, - ни о нашем хорошем настроении, почти детском, когда мы, художники с чистой совестью, собирались в дорогом для нас салоне, где не было роскоши, но всегда царили чистота и порядок, как в хорошо составленной строфе; а присутствие молодой женщины на наших дружеских встречах добавляло прелести разбросанным стихам.

Источник: Catulle Mendès. La Légende du Parnasse contemporain. Bruxelles: Auguste Brancart, 1884. P. 222-228.

Отредактировано Юрий Лукач (2012-08-03 00:22:07)


Юрий Лукач
To err is human, to forgive, divine.

Неактивен

 

#2 2012-08-02 23:43:46

olkomkov
Автор сайта
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 2011-09-14
Сообщений: 1270
Вебсайт

Re: Катулл Мендес о Леконте де Лиле

Юрий, а продолжение будет?
Заметил опечатку: "Я не знаю большой радости, чем быть одобренным справедливым и твердым умом." - "большей".
При первом прочтении также бросились в глаза несколько мест, м.б., имеет смысл их отметить:

...день, с которого собственно и начинается наша история, которая перестает быть легендой... (цепочка "которых")
...без убеждения в своей правоте. (убежденности?)
...делая выговор нашим уступкам. (выговор все-таки человеку обычно делается)
...в ту эпоху...где... и т.д. (когда?)
...весь успех, вся известность принадлежала... (принадлежали?)

Спасибо!

Отредактировано olkomkov (2012-08-02 23:46:52)


Олег Комков
ΓΝΩΘΙ ΣΑΥΤΟΝ

Неактивен

 

#3 2012-08-03 00:24:06

Юрий Лукач
Автор сайта
Откуда: Екатеринбург
Зарегистрирован: 2009-03-30
Сообщений: 4029

Re: Катулл Мендес о Леконте де Лиле

Спасибо, Олег!
Были рассогласования и опечатки, теперь как будто всё поправил.
Продолжения не будет, т. к. мне этот кусочек был нужен для перевода другого текста, где он цитируется - эссе Рубена Дарио о Леконте. smile1


Юрий Лукач
To err is human, to forgive, divine.

Неактивен

 

#4 2012-08-03 05:53:35

Андрей Кротков
Редактор
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 2006-04-06
Сообщений: 15500

Re: Катулл Мендес о Леконте де Лиле

Бывают в жизни совпаденья... На днях случайно наткнулся (у Марка Алданова) на сценку: Рихард Вагнер мрачно поглядывает на богоданную супругу Козиму (внебрачную дочь Листа) и сожалеет, что обломился его роман с Жюдит (экс-супругой Катулла Мендеса).
smile


No creo en Dios pero le tengo miedo

Неактивен

 

#5 2012-08-03 06:55:09

Юрий Лукач
Автор сайта
Откуда: Екатеринбург
Зарегистрирован: 2009-03-30
Сообщений: 4029

Re: Катулл Мендес о Леконте де Лиле

Таки да... Кстати, в этом мемуаре Мендеса одно из постоянно действующих лиц - Франсуа Коппе, которому уделено немало страниц. smile1


Юрий Лукач
To err is human, to forgive, divine.

Неактивен

 

#6 2012-08-03 07:41:38

Андрей Кротков
Редактор
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 2006-04-06
Сообщений: 15500

Re: Катулл Мендес о Леконте де Лиле

Экс-супруга Мендеса в девичестве звалась Жюдит Готье. Не примешался ли тут и Теофиль? biggrin


No creo en Dios pero le tengo miedo

Неактивен

 

#7 2012-08-03 08:20:12

Юрий Лукач
Автор сайта
Откуда: Екатеринбург
Зарегистрирован: 2009-03-30
Сообщений: 4029

Re: Катулл Мендес о Леконте де Лиле

Она - дочь Теофиля Готье и певица Эрнесты Гризи. Была замужем за Мендесом, потом за Пьером Лоти.


Юрий Лукач
To err is human, to forgive, divine.

Неактивен

 

#8 2012-08-03 08:46:34

Андрей Кротков
Редактор
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 2006-04-06
Сообщений: 15500

Re: Катулл Мендес о Леконте де Лиле

Всё обломилось в доме Смешанских lol


No creo en Dios pero le tengo miedo

Неактивен

 

#9 2012-08-03 10:09:48

Батшеба
Автор сайта
Зарегистрирован: 2009-01-23
Сообщений: 4418

Re: Катулл Мендес о Леконте де Лиле

Андрей Кротков написал(а):

На днях случайно наткнулся (у Марка Алданова) на сценку: Рихард Вагнер мрачно поглядывает на богоданную супругу Козиму (внебрачную дочь Листа) и сожалеет, что обломился его роман с Жюдит (экс-супругой Катулла Мендеса).
smile

Ну, во-первых, не забудем, что богоданную супругу Вагнер со скандалом увел у видного дирижера Ганса фон Бюлова, из-за чего сильно поссорился с благоволившим ему дотоле Листом, а во-вторых, скорее уж дочка Готье хотела романа с престарелым Вагнером. Один из мемуаристов описывает сцену, когда высокая, широкоплечая и пышнотелая Жюдит после ужина в Байройте (дело было в 1882 г., за год до смерти Вагнера), придя в восторг от каких-то слов маэстро, подхватила его на руки (он был небольшого росточка), оторвала от земли и покружила в воздухе. Присутствующие, понятно, смотрели на сие действо, широко раскрыв глаза.

Внимание, вопрос: знал ли Алданов немецкий? И в какой это книжке старый сплетник пишет такую муру о Вагнере? smile1

Отредактировано Батшеба (2012-08-03 10:12:26)


Di doman non c'è certezza.

Неактивен

 

#10 2012-08-03 10:49:21

Андрей Кротков
Редактор
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 2006-04-06
Сообщений: 15500

Re: Катулл Мендес о Леконте де Лиле

Запрещается обзывать сплетником моего любимого писателя Алданова, который удовлетворительно знал немецкий язык и написал эту муру в романе "Истоки" (часть 8, глава 2) smile2
В композиторских любовных шашнях я вообще не разбираюсь. Но, судя по наружности длинноносой дылды Козимы, Вагнер либо ни шиша не понимал в женской красоте, либо обладал чудовищно дурным вкусом...


No creo en Dios pero le tengo miedo

Неактивен

 

#11 2012-08-03 15:34:23

Елене Лаки
Автор сайта
Зарегистрирован: 2006-05-06
Сообщений: 17085

Re: Катулл Мендес о Леконте де Лиле

Какой-то этот Катулл Мендес несамостоятельный.


no more happy endings

Неактивен

 

#12 2012-08-03 16:28:08

Юрий Лукач
Автор сайта
Откуда: Екатеринбург
Зарегистрирован: 2009-03-30
Сообщений: 4029

Re: Катулл Мендес о Леконте де Лиле

Самостоятельных вокруг как говна. Выхлоп от них почему-то нулевой.


Юрий Лукач
To err is human, to forgive, divine.

Неактивен

 

#13 2012-08-03 17:17:57

Елене Лаки
Автор сайта
Зарегистрирован: 2006-05-06
Сообщений: 17085

Re: Катулл Мендес о Леконте де Лиле

В каких антисанитарных условиях Вы живёте, Юрий. Вот рядом со мной совсем говна не наблюдается.


no more happy endings

Неактивен

 

#14 2012-08-03 17:45:48

Юрий Лукач
Автор сайта
Откуда: Екатеринбург
Зарегистрирован: 2009-03-30
Сообщений: 4029

Re: Катулл Мендес о Леконте де Лиле

Вы давно не были у окулиста.


Юрий Лукач
To err is human, to forgive, divine.

Неактивен

 

#15 2012-08-03 18:14:46

Елене Лаки
Автор сайта
Зарегистрирован: 2006-05-06
Сообщений: 17085

Re: Катулл Мендес о Леконте де Лиле

Ну что Вы, просто я не буду терпеть говно рядом с собой. Вы стали плохо выглядеть на фотке, Вам надо отдохнуть.


no more happy endings

Неактивен

 

#16 2012-08-03 18:31:22

Юрий Лукач
Автор сайта
Откуда: Екатеринбург
Зарегистрирован: 2009-03-30
Сообщений: 4029

Re: Катулл Мендес о Леконте де Лиле

Да нет, Вы его просто перестали замечать. Это случается с каждым, годы не тетка.


Юрий Лукач
To err is human, to forgive, divine.

Неактивен

 

#17 2012-08-03 18:51:36

Елене Лаки
Автор сайта
Зарегистрирован: 2006-05-06
Сообщений: 17085

Re: Катулл Мендес о Леконте де Лиле

Да вот у меня как-то по-другому, наверное. Раньше я его меньше замечала, а теперь сразу замечаю и быстро избавляюсь. Да и возможности стали другими – помните, как Макаревич высказался:

«Не стало будущего. Раньше, в детстве, впереди было что-то яркое, неизвестное. А сейчас я точно знаю, что будет потом: то же самое, что и сегодня. Заниматься буду тем же, в рестораны ходить те же, ну или в другие такие же. На машине ездить примерно такой же. Вместо будущего стало настоящее. Просто есть настоящее, которое есть сейчас, и настоящее, которое будет потом. И главное, что мне мое настоящее нравится. Машина хорошая. Рестораны вкусные... Только будущего жалко».

А мне и будущего не жалко – полная нирвана. А Вы про говно какое-то… ooh


no more happy endings

Неактивен

 

#18 2012-08-04 22:17:47

Батшеба
Автор сайта
Зарегистрирован: 2009-01-23
Сообщений: 4418

Re: Катулл Мендес о Леконте де Лиле

Андрей Кротков написал(а):

Запрещается обзывать сплетником моего любимого писателя Алданова, который удовлетворительно знал немецкий язык и написал эту муру в романе "Истоки" (часть 8, глава 2) smile2

Боже! Чем же это он такой замечательный? ooh

Ваще вашенской рекламе верить перестаю. Залезла в книжку Цимбаевой о Грибоедове, а там после каждого музыкального тезиса нужно упиваться валерьянкой и закусывать валидолом. За исключением сведений, заимствованных из эпистолярия. Тенденциозность на тенденциозности, неточность на неточности... Скучно и долго перечислять. Каким надо быть историком, чтобы даже Жихарева так позорно переврать?! Знаю, что "Молодая гвардия" платит приличные гонорары. Податься, что ли, туда на заработки? smile

Отредактировано Батшеба (2012-08-04 22:18:26)


Di doman non c'è certezza.

Неактивен

 

#19 2012-08-04 22:44:43

Андрей Кротков
Редактор
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 2006-04-06
Сообщений: 15500

Re: Катулл Мендес о Леконте де Лиле

Батшеба написал(а):

Боже! Чем же это он такой замечательный? ooh

Люблю злых скептиков, потому что сам такой.

Батшеба написал(а):

Ваще вашенской рекламе верить перестаю. Залезла в книжку Цимбаевой о Грибоедове, а там после каждого музыкального тезиса нужно упиваться валерьянкой и закусывать валидолом

Как хорошо, что я ничего не понимаю в музыке, и не обратил ни малейшего внимания на музыкальную составляющую грибоедовской биографии. У меня всё это проскочило без горчички. Порой невежество - необходимое условие душевного спокойствия smile


No creo en Dios pero le tengo miedo

Неактивен

 

#20 2012-08-04 23:27:17

Батшеба
Автор сайта
Зарегистрирован: 2009-01-23
Сообщений: 4418

Re: Катулл Мендес о Леконте де Лиле

Не, и хто из нас злой скептик, что дает красиво развесить у себя на ушах, например, следующую лапшу: "В тот год (речь идет о 1805 г.) в старой столице гастролировали скрипачи Роде и Бальо" (с. 92*)? Ваше чутье историка позволяет вам допустить, что два крупнейших представителя французской скрипичной школы и профессора Парижской консерватории Пьер Род и Пьер Байо приехали в Москву на гастроли в один сезон?! Да ни один из них не сделал бы сбора! Род играл в Москве в 1804-ом, а Байо появился там только в 1805-ом. Ну, и дальше всё в таком же духе...

Лучше расскажите вот что – цел ли еще дом Зарубина близ Никитских ворот и сохранился ли на Тверской дом Салтыкова, где в начале 19 в. была Английская кофейня? smile1

____________________________________________________
* Цитирую 2-е издание, исправленное (!) и дополненное.

Отредактировано Батшеба (2012-08-05 09:00:13)


Di doman non c'è certezza.

Неактивен

 

#21 2012-08-04 23:48:15

Андрей Кротков
Редактор
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 2006-04-06
Сообщений: 15500

Re: Катулл Мендес о Леконте де Лиле

Батшеба написал(а):

Лучше расскажите вот что – цел ли еще дом Зарубина близ Никитских ворот и сохранился ли на Тверской дом Салтыкова, где в начале 19 в. была Английская кофейня? smile1

Дом Зарубина близ Никитских ворот, на углу Большой Никитской и Кисловского переулка, благополучно сгорел в 1812 году. Сейчас на его месте - здание театра имени Маяковского ("стрешневский дом"), облик его имеет мало общего с первоначальным.

Дом Салтыкова на Тверской давно не существует. На его месте - многоэтажный дом №9/17 (угол Тверской и Газетного переулка), построенный после войны, его цоколь облицован гранитом.


No creo en Dios pero le tengo miedo

Неактивен

 

#22 2012-08-05 08:25:08

Батшеба
Автор сайта
Зарегистрирован: 2009-01-23
Сообщений: 4418

Re: Катулл Мендес о Леконте де Лиле

Андрей, спасибо! Интересно это всё до невозможности... В доме Зарубина до Отечественной войны 1812 г. часто проходили концерты. А почему здание театра называют стрешневским домом?

А дом Всеволожского на Пречистенке жив? А где и в каких зданиях находились в начале 1800-х г. Большой театр и Благотворительное собрание?


Di doman non c'è certezza.

Неактивен

 

#23 2012-08-05 16:12:41

Андрей Москотельников
Редактор
Откуда: Минск
Зарегистрирован: 2007-01-05
Сообщений: 4324

Re: Катулл Мендес о Леконте де Лиле

Батшеба, интересно Ваше мнение о Цимбаевой про Грибоедова. Сам собираюсь выписать эту книгу из Москвы по интернет-доставке (выйдет дешевле), - Цимбаевой не то чтобы доверял, но считал интересным исследователем. Так, может, зря? Мнения Андрея о ней не нашёл, а своё о ней здесь, на Фабуле, высказывал, - может быть, это Вы меня имели в виду?

В общем, хотел бы Ваше мнение знать в подробностях - скажем, об остальной части книги, литературоведно-биографической, чтобы, Боже упаси, зря денег не выкинуть... Спасибо.


Андрей Москотельников
Видишь этого шмеля? - Он на службе у Кремля!
________________

Неактивен

 

#24 2012-08-05 17:22:08

Андрей Кротков
Редактор
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 2006-04-06
Сообщений: 15500

Re: Катулл Мендес о Леконте де Лиле

Батшеба написал(а):

Андрей, спасибо! Интересно это всё до невозможности... В доме Зарубина до Отечественной войны 1812 г. часто проходили концерты. А почему здание театра называют стрешневским домом?
А дом Всеволожского на Пречистенке жив? А где и в каких зданиях находились в начале 1800-х г. Большой театр и Благотворительное собрание?

Усадьба Всеволожского (Пречистенка, №7) сохранилась. Надстроена на один этаж. Сейчас её занимает какая-то кирза (военное ведомство).

Здание нынешнего театра Маяковского построено в 1886 г. на деньги княгини-миллионерши Евгении Фёдоровны Шаховской-Глебовой-Стрешневой (в девичестве Бреверн). С тех пор не раз перестраивалось. Летом 2011 года под видом "ремонта" часть здания была варварски разломана, причём тайно и ночью.
Кирпичная часть особняка в лесопарке Покровское-Глебово-Стрешнево (на Волоколамском шоссе) внешне очень схожа со зданием театра. Лесопарк совершенно замечательный - я  там часто гуляю и пью на природе водку, запивая её водой из родника Царевна-Лебедь (единственный чистый родник в Москве).

Благородное (Дворянское) собрание - дом на углу Большой Дмитровки и Охотного Ряда, стена в стену с Госдумой. Жив и здоров поныне. При соввласти назывался Дом Союзов.

Купеческое собрание на Малой Дмитровке тоже цело. Теперь это театр "Ленком".

Старый Большой театр, открывшийся в январе 1825 г., находился там же, где и теперь. Сгорел в марте 1853 г. Новое здание открылось в августе 1856 года. От старого здания отличается довольно заметно. Последняя реконструкция, чуть не приведшая к гибели театра (угрожал его полный обвал), закончилась только что.

Андрей Москотельников написал(а):

Цимбаевой не то чтобы доверял, но считал интересным исследователем

http://www.hist.msu.ru/Departments/CIS/ … mbaeva.htm
Похоже, она - дочь Николая Ивановича Цимбаева, известного историка.


No creo en Dios pero le tengo miedo

Неактивен

 

#25 2012-08-06 00:03:12

Батшеба
Автор сайта
Зарегистрирован: 2009-01-23
Сообщений: 4418

Re: Катулл Мендес о Леконте де Лиле

Андрей, и сызнова спасибо! Разыскала фотку дома Всеволожского.

История Большого театра после 1825 г. мне известна, я спрашивала про местонахождение его предшественника – Петровского театра, сгоревшего в 1805 г. Понятно, что располагался он на Петровке, но вот в каком месте, и что там находится сейчас? Еще интересно было бы узнать, в каком месте Арбатской площади стояло новое здание этого же театра, построенное по проекту Росси и просуществовавшее до пожара 1812 г.

Андрей Кротков написал(а):

Благородное (Дворянское) собрание - дом на углу Большой Дмитровки и Охотного Ряда, стена в стену с Госдумой. Жив и здоров поныне. При соввласти назывался Дом Союзов.

Купеческое собрание на Малой Дмитровке тоже цело. Теперь это театр "Ленком".

Нет, речь идет о здании / помещении Благотворительного собрания. Хотелось бы узнать, где в Москве оно находилось.


Di doman non c'è certezza.

Неактивен

 

#26 2012-08-06 00:58:47

Батшеба
Автор сайта
Зарегистрирован: 2009-01-23
Сообщений: 4418

Re: Катулл Мендес о Леконте де Лиле

Андрей Москотельников написал(а):

Батшеба, интересно Ваше мнение о Цимбаевой про Грибоедова. Сам собираюсь выписать эту книгу из Москвы по интернет-доставке (выйдет дешевле), - Цимбаевой не то чтобы доверял, но считал интересным исследователем. Так, может, зря? Мнения Андрея о ней не нашёл, а своё о ней здесь, на Фабуле, высказывал, - может быть, это Вы меня имели в виду?

В общем, хотел бы Ваше мнение знать в подробностях - скажем, об остальной части книги, литературоведно-биографической, чтобы, Боже упаси, зря денег не выкинуть... Спасибо.

Андрей, Вы же понимаете, что ответ на Ваш вопрос зависит от того, для чего Вам эта книга нужна. Почитать перед сном? Иметь в качестве источника для научных работ? Характер ее достаточно популярный (мимоходом добавлю – язык стилен не без элегантности), грубых ошибок в историко-политической и биографической части я не нахожу, хотя временами бросаются в глаза наивность умозаключений и некоторая небрежность проработки материала. Видимо, так сказались обстоятельства – молодость автора и поджимавшие сроки. Музыкальная же часть изобилует промахами разного свойства. Говорю об этом не из-за зацикленности на своем огороде, а потому что уровень музыкальной культуры господ историков (как, впрочем, и господ литераторов) совершенно ужасающий. Странно находить в "Грибоедове", получившем премию "Лучшая книга года", перевранную фамилию Фердинанда Кауэра, автора оперы-зингшпиля "Das Donauweibchen" ("Дева Дуная" – название  тоже переврано), ставшей в России суперпопулярной благодаря многочисленным адаптациям и переделкам, или, скажем, откровенные глупости о влиянии, которое Грибоедов якобы оказал на Алябьева.

Отредактировано Батшеба (2012-08-06 22:26:39)


Di doman non c'è certezza.

Неактивен

 

#27 2012-08-06 01:00:25

Андрей Кротков
Редактор
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 2006-04-06
Сообщений: 15500

Re: Катулл Мендес о Леконте де Лиле

Батшеба написал(а):

местонахождение его предшественника – Петровского театра, сгоревшего в 1805 г. Понятно, что располагался он на Петровке, но вот в каком месте

Петровский театр (театр Медокса) находился почти на том же месте, что и нынешний Большой театр. Но его фасад был обращён не к площади, а к нынешней улице Петровка, в ту пору - к речке Неглинной, текшей в открытом русле. Стоял он на береговом склоне, чуть повыше от нынешней линии улицы и чуть подальше от нынешней Театральной площади - примерно между задним фасадом БТ и углом Петровки и Кузнецкого Моста. Сейчас всё это пространство занято Малой сценой БТ и помещениями Театра оперетты.

Арбатский театр находился на углу Знаменки и Гоголевского бульвара.

О Благотворительном собрании и его здании сведений не нашлось. Сдаётся, что эта организация могла не иметь постоянного местопребывания. Честно говоря, я слышу о ней впервые.


No creo en Dios pero le tengo miedo

Неактивен

 

#28 2012-08-06 11:34:03

Андрей Москотельников
Редактор
Откуда: Минск
Зарегистрирован: 2007-01-05
Сообщений: 4324

Re: Катулл Мендес о Леконте де Лиле

Да, Батшеба, мне понятно. Действительно, почитав некоторые работы Цимбаевой, я подумал, что о Грибоедове она интересно напишет - может, и по-новому. То есть мне всегда любопытен свежий доказательный взгляд на то, что сделалось подозрительным из-за переполнения сознания школьной учёностью в этой части. Итак, с оглядкой на Ваши замечания почитать, всё же, значит, стоит.


Андрей Москотельников
Видишь этого шмеля? - Он на службе у Кремля!
________________

Неактивен

 

#29 2012-08-06 22:09:48

Батшеба
Автор сайта
Зарегистрирован: 2009-01-23
Сообщений: 4418

Re: Катулл Мендес о Леконте де Лиле

Андрей Кротков написал(а):

Петровский театр (театр Медокса) находился почти на том же месте, что и нынешний Большой театр. Но его фасад был обращён не к площади, а к нынешней улице Петровка, в ту пору - к речке Неглинной, текшей в открытом русле. Стоял он на береговом склоне, чуть повыше от нынешней линии улицы и чуть подальше от нынешней Театральной площади - примерно между задним фасадом БТ и углом Петровки и Кузнецкого Моста. Сейчас всё это пространство занято Малой сценой БТ и помещениями Театра оперетты.

Арбатский театр находился на углу Знаменки и Гоголевского бульвара.

Спасибо еще  раз! Эх-х, я так скверно, так отрывочно знаю Москву... Трудно  сориентироваться, вообразить все эти здания в трехмерности и относительно друг друга. Тырнетные фотки и карты помогают, но мало...

Андрей Кротков написал(а):

О Благотворительном собрании и его здании сведений не нашлось. Сдаётся, что эта организация могла не иметь постоянного местопребывания. Честно говоря, я слышу о ней впервые.

Московское Благотворительное собрание, в котором давались концерты, поминается в эпистолярии Александра Яковлевича Булгакова.

А где в Москве в 1800-х гг. располагался Танцевальный клуб?

Отредактировано Батшеба (2012-08-06 22:26:02)


Di doman non c'è certezza.

Неактивен

 

#30 2012-08-06 22:35:00

Андрей Кротков
Редактор
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 2006-04-06
Сообщений: 15500

Re: Катулл Мендес о Леконте де Лиле

Батшеба написал(а):

А где в Москве в 1800-х гг. располагался Танцевальный клуб?

Увы, сие мне тоже неведомо. От многих общественных организаций той эпохи не осталось ничего, кроме упоминаний в переписке и мемуарах современников.

"Танцевательные вечера" и балы регулярно устраивались в Благородном собрании, в Купеческом собрании, в Екатерининском институте благородных девиц (с 1802 года) и в Катковском лицее (с 1868 года).

В Благородное собрание на танцы могли проходить неблагородные лица, но только по приглашению благородных лиц ("Этот со мной").

В Купеческое собрание допускались все городские сословия - при условии приличного прикида.

В Екатерининском институте (на нынешней Суворовской площади) и в Катковском лицее (Остоженка, 53/2, впритык к Крымскому мосту) танцевали исключительно лица благородного звания.


No creo en Dios pero le tengo miedo

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson