Форум литературного общества Fabulae

Приглашаем литераторов и сочувствующих!

Вы не зашли.

#1 2010-07-31 17:52:30

Игорь Мангазеев
Участник
Откуда: Тверь
Зарегистрирован: 2007-09-21
Сообщений: 375
Вебсайт

Из века ХХ в век ХХI. Чехов в Тверском театре драмы

2010 год — это год 150-летия со дня рождения Чехова, одного из столпов русской литературы. Ведущий театр Тверского края постоянно обращается к чеховскому драматическому наследию.
Еще Калининский государственный драматический театр в работе над драматургией Чехова прошел «сложный путь исканий, ошибок, заблуждений и открытий, путь, характерный для советского театра…». Переиначивание классиков в первой половине 1930-х годов получило название «мейерхольдовщины», против которой, впрочем, выступил сам Мейерхольд.
Драматургия Чехова оставалась «предметом особой заботы и внимания театра» и после войны. Так, творческая бригада ВТО, в состав которой входил Георгий Товстоногов, подвергла серьезной критике спектакль «Три сестры» (1952), предъявив театру, как «одному из лучших на периферии», высокие творческие требования.
В 69-м режиссер Ю.К. Николаев и художник Г.П. Белов поставили «Три свадьбы» — спектакль, тематически объединивший «Свадьбу» Чехова, «Сильное чувство» Ильфа и Петрова, «Мещанскую свадьбу» Брехта. «Более всего при этом эксперименте пострадал Чехов», — сетовала летописец театра Тамара Сидельникова. Чеховские пьесы с трудом укладывались в прокрустово ложе советского провинциального театра.
Но с приходом в 1974 году главрежа Веры Ефремовой чеховские «Вишневый сад» и «Чайка», а затем «Дядя Ваня» окончательно обосновались в репертуаре Тверского академического театра драмы (ТАТД), хотя «Сад» редактировался четырежды (1975, 1984, 1991, 2000), а «Чайка» — трижды (1989, 1994, 1997).

«ДЯДЯ ВАНЯ» НА ВСЕ ВРЕМЕНА
25 января 2005 года на малой сцене ТАТД состоялась премьера «Дядя Вани». Играли дипломники 3-го выпуска Тверского курса Высшего театрального училища имени М.С. Щепкина. Своеобразный экзамен на зрительское восприятие сдавала и сама пьеса.
Дядю Ваню мастерски сыграл недавний выпускник Щепки Александр Павлишин. Никита Березкин вполне убедителен в роли отставного профессора Серебрякова. Впрочем, ему не мешало бы перенять немного фанфаронства у нынешних властителей дум, в частности, Государственной.
Доктор Астров (Тарас Кузьмин) вызывает сочувствие зала своими на удивление актуальными «экологическими» монологами и о сбережении леса, и о влиянии творений рук человеческих на климат. Стоит ли вообще корить витийствующего искусствоведа Серебрякова за его безвредную обломовщину? Все ж таки наши герои жили в Серебряном веке русского искусства, еще до индустриальной революции со всеми ее прелестями.
Несмотря на то, что пьесе уже более ста лет, постановка смотрится свежо и современно. Как коллега коллеге, доктор Чехов вкладывает в уста доктора Астрова популярнейшую фразу о том, что в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Однако в пьесе нет ни одного персонажа с таким набором качеств.
Соня (Татьяна Лугачева) умна, нежна, но некрасива. Элен (Юлия Бедарева) красива, но с ленцой. Доктор Астров деятелен, но ищет истину в вине. А может быть, в человеке должно быть — все? Не к этой ли мысли профессор Щепки Александр Чуйков осторожно подводит своих подопечных?

ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ В ЧЕЛОВЕКЕ?
Театралы получили возможность оценить одну из жемчужин чеховской драматургии  в исполнении новоиспеченных артистов, «на вырост» игравших свои роли. Почти со всеми чеховскими пьесами всегда бывало так: сногсшибательный успех — но поначалу только у самого тонкого слоя публики, людей чутких и дальновидных. Ведь широкая аудитория сразу не принимала ни «Дядю Ваню», ни «Трех сестер», ни «Вишневого сада». Тем более что Чехов не оставил дополнительных письменных инструкций о трактовке персонажей «Дяди Вани». Поэтому любой из читателей вправе понимать «Дядю Ваню» как ему угодно. Премьера заставляет, как минимум, задуматься о том, что хотел выразить режиссер Чуйков и, как максимум, что имел в виду писатель Чехов.
На первый взгляд эта пьеса про то, как небожитель Серебряков, профессор от искусствоведения, и его ослепительно прекрасная жена портят, сами того не желая, жизнь наивным сельским жителям. Вследствие этого знаменитую фразу о том, что в человеке должно быть все прекрасно…» Чехов вложил в уста не популярного профессора, а собутыльника дяди Вани — доктора Михаила Астрова (Т. Кузьмин). Но можно ли, спиваясь, быть хорошим человеком? Вопрос для России поистине гамлетовский. Астров, между прочим, в пьяном виде берется за самые трудные операции. По меркам и царской, и нынешней свободной России Астров не беден: у него «именьишко» в 33 га, образцовый сад и питомник. Мечта же профессора сводится всего лишь к небольшой даче в холодной Финляндии, да и это скромное желание его чуть не погубило. Профессора едва не прикончил дядя Ваня, он же — Иван, или Жан Войницкий (его играет Александр Павлишин, единственный кадровый артист, занятый в спектакле на дату премьеры), дядя владелицы «замка» в 26 комнат.
Кому симпатизирует автор пьесы? Это был, пожалуй, главный чеховский ребус, который предстояло решить выпускникам Щепки.
Сельскую жизнь наши дипломники представили так. Безмятежный дядя Ваня сохраняет способность к благим порывам до 47 лет, незаметно втянувшись в опасный для мужчин возраст для мужчин, когда седина — в голову, а бес — в ребро. При этом однообразное существование не кажется ему бессмысленным. Он, подобно Левину из «Анны Карениной», живет вместе с милейшими родственниками в полном соответствии с теорией «малых дел». Устраивает школы для крестьянских детей, внедряет прогрессивные агротехнические приемы, лечит с Астровым пейзан. И не возникало у этого зрелого мужчины ощущения безысходности, так как дружба с Астровым имела свои хорошие стороны.
На свою беду в это идиллическое дворянское гнездо прибыл на жительство отставной профессор Серебряков. Приехал не один, а с новой женой — молодой красавицей Элен (Ю. Бедарева), тезку которой, Элен Курагину, до сих пор чихвостит вся передовая интеллигенция. Сраженный красотой Элен, дядюшка внезапно прозрел и в кратчайший срок низвел своего кумира Александра Серебрякова (Н. Березкин) с трона властителя дум. Дяде Ване показалось очень обидным то, что он долгие годы за грошовый оклад работал на профессора, добывая тому немалые средства к существованию в столице. Как это похоже на суровые реалии современности!.. Кроме того, Жан Войницкий скорбел по своей безвременно умершей сестре — первой жене Серебрякова, красавице тоже не из последних. Но за деревенскими хлопотами дядя Ваня не удосужился своевременно оформить имущественные отношения с сестрой и ее дочерью Софьей Александровной Серебряковой. Воспользовавшись этим благоприятным обстоятельством, Серебряков захотел продать усадьбу. Это невинное желание неописуемо разъярило дядю Ваню, ясно осознавшего, что его обводят вокруг пальца. Суммировав свои впечатления, дядя Ваня решил пристрелить профессора. Убийства, к счастью, не произошло: дядя Ваня оказался никудышным стрелком. Не состоялось и самоубийство. Ивану Петровичу пришлось вновь засесть за счета и заняться сельским хозяйством, хотя из него, по мнению окружающих, мог бы вырасти философ не хуже Шопенгауэра.
Зато роскошная жена профессора в отличие от Анны Карениной не потеряла головы в пиковом положении: с одной стороны, муж-подагрик, с другой — элегантный доктор Астров, экологически мыслящий нигилист (как бы между прочим сожалеющий о том, что в его лесах мужики пасут скот). Но благонравная Элен осталась добродетельной. Налицо второе столкновение подтекстов. И даже, в некотором роде, шпилька Льву Толстому.
Искренняя, умная и некрасивая дочь профессора Соня (Т. Лугачева) палец о палец не ударяет для того, чтобы изменить внешность. Влюбленная в Астрова, она слепо верит, что ее избранник разглядит и полюбит ее душу. Астров этой чести всячески избегает. Немного нелепый друг дома Илья Ильич Телегин (Евг. Романов), обедневший помещик, — вот хорошая пара Соне.
Профессор Серебряков сыгран в целом неплохо. Ну, может быть, Березкину следует присмотреться к экстравагантным манерам заслуженного юриста В.В. Жириновского, непревзойденного оратора и превосходного актера. Образ Серебрякова только прибавил бы.
Выпускники даже в эпизодах глубоко сживались с ролями. Уют создавала старая няня Марина (Евг. Голубева). Серый наряд матери дяди Вани — мадам Войницкой (Олеся Каширская) подчеркивал ее благоразумие. А Работник (Алексей Марков) сапогами и косовороткой придавал всему спектаклю необходимый сельский колорит. Костюмы, созданные И.В. Подосенковой и Т.Х. Беляевой, хорошо вписывались в образы, но, по правде говоря, не все. Если кокетливый турнюр на платье Элен и картуз на Телегине воспринимались адекватно, то новенькая модная тройка на дяде Ване смотрелась как-то фальшиво.
Режиссер мастерски использовал все объемы малой сцены: четыре выхода, коридоры и зрительный зал. Сказать, что публика приняла спектакль на ура, было бы опрометчиво. Но попытка В.А. Ефремовой и А.А. Чуйкова вернуть пьесе ее масштаб и полемическое звучание оказалась явно удачной. И пусть кто-то из дипломников состоялся как артист, а кто-то еще нет, — каждый из героев уже востребован временем.
Временем, которое между тем заставляет переоценивать незыблемые, казалось бы, истины. «В человеке все должно быть прекрасно...» Так ли? Не уступка ли это модному в эпоху Чехова позитивизму, не отдает ли этот постулат сатанизмом? У дьявола почти все достоинства Всевышнего. Он гениален и обольстительно красив. В нем нет лишь одного — доброты. Пьеса «Дядя Ваня» — о кризисе среднего возраста, в ней нет деления на хороших и плохих. Дядя Ваня стреляет в профессора, а потом пожимает ему руку. Серебряков — трудоголик, и кто сказал, что он бездарен!.. Так говорят уязвленные ревнивцы, а Серебряков твердо знает, что надо «дело делать». Элен — «хищный хорек». Обидные слова... Елена Владимировна делать ничего не хочет, но, может быть, ей ничего и не надо. Вся ее вина в том, что она хранит верность больному мужу, — бывают в жизни преступления похуже. Небо в алмазах увидят, может быть, Соня и Телегин, если не завысят планку. Чрезвычайно актуальными кажутся «экологические» монологи Астрова о сбережении леса и о влиянии творений рук человеческих на климат. Но эти мотивы предвосхитил евангелист Матфей, изложив их в 6-й главе бессмертного труда.
Критика действительности сопровождается авторской грустно-скептической улыбкой. Виноватых нет, жить «в поте лица своего» скучно и тяжело, но иного пути для самосовершенствования Антон Павлович, похоже, не видит, а Александр Александрович не предлагает.
СМЕШНО И ГРУСТНО
В апреле 2009 года дипломный спектакль «Смешно и грустно» представили четыре выпускника Тверского курса Щепки — Алексей Майский, Артем Василенко, Дмитрий Новоселов и Артем Турыгин. В основе сценической композиции — рассказы Чехова «Злоумышленник», «Хирургия» и «Пересолил». Эти вещицы вошли во вторую книгу писателя «Пестрые рассказы», изданную в 1866 года с помощью журнала «Осколки».
Грусть в спектакле как-то не просматривалась. Ирония — да. И промашки были. Например, злоумышленник Денис Григорьев (Д. Новоселов), свинчивавший гайки с железной дороги, появился перед следователем с аккуратной прической а-ля Игорь Костолевский, хотя в оригинальном тексте ясно сказано: «На голове целая шапка давно уже не чесанных, путаных волос…»
В сценке «Хирургия» фельдшер Курятин (Д. Новоселов) и дьячок Ефим Михеич (А. Турыгин) отошли от привычных книжных образов. Курятин почему-то оказался выпивохой, хотя это качество Чехов приписывал лишь дьячку. Священнослужитель вообще получился безвольным размазней. Зато Дмитрий весьма убедительно сыграл роль лошади из рассказа «Пересолил» — о землемере (А. Майский), спешившем в имение генерала на крестьянской телеге. Землемер в отличие от дьячка получился внушительным и фактурным. Казалось, что такому молодцу место в отечественных сериалах. Неплох был и возница Клим (А. Василенко).
Но больше Василенко удалась роль следователя, допрашивающего злоумышленника. Артем обогатил роль тем, что совместил ее с образом молодого работника райпрокуратуры Георгия Ваганова из рассказа Василия Шукшина «Страдания молодого Ваганова». Оба правоохранителя, получив письма от прелестниц, находились под впечатлением прочитанного, что, впрочем, не мешало им исполнять обязанности, не отходя от буквы закона.
Можно долго рассуждать о том, почему именно Чехова избрали худруки курса — Вера Ефремова и режиссер-педагог Александр Чуйков, автор композиции. Текст формально не пострадал, однако, вложенный в уста юношей, он порой звучит пародией на пародию.
Впрочем, сам Чехов в глазах зрителей и читателей всегда представал как жестокий пародист русской литературы. Во всяком чеховском сюжете легко прослеживается высмеиваемый и опошляемый источник. Чехов — первый в России летописец вырождения, опошления и тупика.
Ничего удивительного нет в том, что Чуйков обращается с Чеховым так же, как сам Чехов с героями своих произведений. В результате мы почти ничего не помним о великом самопожертвовании разночинцев, нам становятся чужды высокопарные мечтания русской интеллигенции, и мы охотно верим, что вся уездная интеллигенция была скопищем Следователей, Фельдшеров, Дьячков и Землемеров.
Чеховские сочинения открыты для пародирования, более того — они требуют именно такого подхода. Поэтому сегодня Чехова мы читаем и ценим больше, чем многих других русских прозаиков. Жизнь лучше усваивается в чеховском варианте — по-лесному дремучем, почти беспросветном, вполне абсурдном.

"Вече Твери", 30.07.2010

Неактивен

 

#2 2010-08-03 14:49:56

Елене Лаки
Автор сайта
Зарегистрирован: 2006-05-06
Сообщений: 17085

Re: Из века ХХ в век ХХI. Чехов в Тверском театре драмы

Игорь Мангазеев написал(а):

Чехов — первый в России летописец вырождения, опошления и тупика.

Сурово smile

Игорь, а вы не знаете, почему на дипломных спектаклях студенты  так сильно орут?


no more happy endings

Неактивен

 

#3 2010-08-04 13:20:51

Игорь Мангазеев
Участник
Откуда: Тверь
Зарегистрирован: 2007-09-21
Сообщений: 375
Вебсайт

Re: Из века ХХ в век ХХI. Чехов в Тверском театре драмы

Елене Лаки написал(а):

Игорь Мангазеев написал(а):

Чехов — первый в России летописец вырождения, опошления и тупика.

Сурово smile

Мысль, конечно, не оригинальная. Но, согласитесь, любить ту Россию, которую нарисовал Антон Павлович, возможно только, если Вы - второй Чехов.

Елене Лаки написал(а):

Игорь, а вы не знаете, почему на дипломных спектаклях студенты  так сильно орут?

Та же выучка, что у выпускников военных училищ. Тех заставляют демонстрировать командный голос.

Голоса будущих драматических актёров должны быть слышны в больших залах. А дипломные спектакли в Твери ставятся, как правило, на малой сцене. В нашем случае педагоги ставят оценку за умение говорить "тихо", но так, чтобы тебя слышали в последнем ряду галёрки.

Неактивен

 

#4 2010-08-04 19:32:48

Елене Лаки
Автор сайта
Зарегистрирован: 2006-05-06
Сообщений: 17085

Re: Из века ХХ в век ХХI. Чехов в Тверском театре драмы

Игорь Мангазеев написал(а):

Елене Лаки написал(а):

Игорь Мангазеев написал(а):

Чехов — первый в России летописец вырождения, опошления и тупика.

Сурово smile

Мысль, конечно, не оригинальная. Но, согласитесь, любить ту Россию, которую нарисовал Антон Павлович, возможно только, если Вы - второй Чехов.

Я не эксперт по любви к России. smile А у Чехова есть очень тонкие вещи. "Дама с собачкой", например.


Игорь Мангазеев написал(а):

Та же выучка, что у выпускников военных училищ. Тех заставляют демонстрировать командный голос.

Голоса будущих драматических актёров должны быть слышны в больших залах. А дипломные спектакли в Твери ставятся, как правило, на малой сцене. В нашем случае педагоги ставят оценку за умение говорить "тихо", но так, чтобы тебя слышали в последнем ряду галёрки.

Мне кажется, они просто пока играть толком не умеют, из всех средств выразительности по полной пользуются самым простым: докричаться до зрителя. А вам понравились спектакли, о которых вы написали? Мне почему-то показалось, что нет...

Отредактировано Елене Лаки (2010-08-04 19:50:21)


no more happy endings

Неактивен

 

#5 2010-08-05 09:56:57

Игорь Мангазеев
Участник
Откуда: Тверь
Зарегистрирован: 2007-09-21
Сообщений: 375
Вебсайт

Re: Из века ХХ в век ХХI. Чехов в Тверском театре драмы

Елене Лаки написал(а):

Я не эксперт по любви к России. smile А у Чехова есть очень тонкие вещи. "Дама с собачкой", например.

Уважаемая Елене, Россия в целом - вещь не тонкая. Я бы не стал отождествлять любовь к женщине (у Чехова сугубо индивидуальный опыт, впрочем, как у любого мужчины) и любовь к государству.

Елене Лаки написал(а):

А вам понравились спектакли, о которых вы написали? Мне почему-то показалось, что нет...

Смотреть чеховские спектакли в столичных и зарубежных театрах - несбыточная мечта. Что вижу, о том и пою (с).

Неактивен

 

#6 2010-08-05 13:36:19

Елене Лаки
Автор сайта
Зарегистрирован: 2006-05-06
Сообщений: 17085

Re: Из века ХХ в век ХХI. Чехов в Тверском театре драмы

Игорь Мангазеев написал(а):

Уважаемая Елене, Россия в целом - вещь не тонкая. Я бы не стал отождествлять любовь к женщине (у Чехова сугубо индивидуальный опыт, впрочем, как у любого мужчины) и любовь к государству.

Вы, наверное, не очень поняли эту повесть, Игорь. Она не о любви к женщине. Нельзя же так упрощать. Давайте ещё скажем, что это о встрече самца с самочкой.   smile

А разве Чехов ещё что-то писал о любви к государству? Или сам факт, что не писал, и свидетельствует, что Чехов - летописец вырождения, опошления и тупика? smile


no more happy endings

Неактивен

 

#7 2010-08-05 16:06:32

Игорь Мангазеев
Участник
Откуда: Тверь
Зарегистрирован: 2007-09-21
Сообщений: 375
Вебсайт

Re: Из века ХХ в век ХХI. Чехов в Тверском театре драмы

Елене Лаки написал(а):

А разве Чехов ещё что-то писал о любви к государству? Или сам факт, что не писал, и свидетельствует, что Чехов - летописец вырождения, опошления и тупика? smile

Уважаемая Елене, мне кажется, вопросы задавать не в пример легче, чем получить ожидаемый ответ.

Чехов был "летописцем", но не "певцом".

Вот я читаю Ивана Шмелёва, о его свадебном путешествии с молодой женой на остров Валаам, где находится знаменитый монастырь и много скитов, и не вижу отрицательных черт среди монахов. У Антона Павловича как-то всё иначе, начиная с "Канители".

Отредактировано Игорь Мангазеев (2010-08-05 16:07:14)

Неактивен

 

#8 2010-08-05 17:40:02

Елене Лаки
Автор сайта
Зарегистрирован: 2006-05-06
Сообщений: 17085

Re: Из века ХХ в век ХХI. Чехов в Тверском театре драмы

Игорь Мангазеев написал(а):

Уважаемая Елене, мне кажется, вопросы задавать не в пример легче, чем получить ожидаемый ответ.

Не знаю. Я вообще-то от вас ожидаемого ответа уже не ожидаю. Вы не ответили по существу ни на один мой вопрос. biggrin
Кстати, обращение "уважаемая Елене" - очень комично smile


Игорь Мангазеев написал(а):

Чехов был "летописцем", но не "певцом".
Вот я читаю Ивана Шмелёва, о его свадебном путешествии с молодой женой на остров Валаам, где находится знаменитый монастырь и много скитов, и не вижу отрицательных черт среди монахов. У Антона Павловича как-то всё иначе, начиная с "Канители".

Ну, Иван Шмелёв  известный эротоман biggrin Во время своего свадебного путешествия он вряд ли был  озабочен отрицательными чертами монахов. smile

Что касается Чехова, которого вы так походя приложили, то он  был не "певцом" и не "летописцем", а хорошим писателем.


no more happy endings

Неактивен

 

#9 2010-08-05 19:22:26

Игорь Мангазеев
Участник
Откуда: Тверь
Зарегистрирован: 2007-09-21
Сообщений: 375
Вебсайт

Re: Из века ХХ в век ХХI. Чехов в Тверском театре драмы

Елене Лаки написал(а):

Что касается Чехова, которого вы так походя приложили, то он  был не "певцом" и не "летописцем", а хорошим писателем.

Не хорошим, а великолепным. Так и порешим.

Отредактировано Игорь Мангазеев (2010-08-06 12:37:45)

Неактивен

 

#10 2010-08-05 20:36:10

alv
Редактор
Зарегистрирован: 2006-02-14
Сообщений: 6500
Вебсайт

Re: Из века ХХ в век ХХI. Чехов в Тверском театре драмы

Елене Лаки написал(а):

Что касается Чехова, которого вы так походя приложили, то он  был не "певцом" и не "летописцем", а хорошим писателем.

Я бы сказал, что он был просто писателем. Таким, который в дополнительных определениях не нуждается...


Тэг <сарказм> по умолчанию, смайлики по вкусу.

Неактивен

 

#11 2010-08-06 10:16:31

Елене Лаки
Автор сайта
Зарегистрирован: 2006-05-06
Сообщений: 17085

Re: Из века ХХ в век ХХI. Чехов в Тверском театре драмы

Алексей, а вы откуда знаете, нуждается или не нуждается? Много нынче писателей без определений.


no more happy endings

Неактивен

 

#12 2011-02-12 21:20:22

Игорь Мангазеев
Участник
Откуда: Тверь
Зарегистрирован: 2007-09-21
Сообщений: 375
Вебсайт

Re: Из века ХХ в век ХХI. Чехов в Тверском театре драмы

Взял с полки первый попавшийся том Чехова. Оказался 3-й том собрания сочинений из 12-ти томов. Выпущен в 1961 году госиздательством художественной литературы.
Полистал примечания. В них мы обнаруживаем следы нешуточной борьбы Антона Павловича с цензурой – царских цензоров, редактора (например, издателя Николая Александровича Лейкина) и собственной (при переиздании).

Но что цензоры вменяли в вину А. Чехонте.
Вот рассказ «У предводительши». В 1887 году рассказ запрещён для народных чтений цензором Энгельгартом со следующей мотивировкой: «Автор говорит о панихиде и молебне как-то пренебрежительно и рисует пьяного священника и дьякона».

Та же упомянутая нами «Канитель».
В феврале 1904 года цензором С.А.Верещагиным был подан рапорт начальнику Главного управления по делам печати: «…Разрешить рассматриваемый рассказ к исполнению мне представляется неудобным, так как он осмеивает церковные порядки, относясь к православным обрядам без должного уважения, о чем имею честь представить на благоусмотрение Вашего превосходительства». На рапорте резолюция: «Согласен. 13.11».
«Канитель включена Л.Н.Толстым в список лучших рассказов Чехова. И этот факт весьма характерен.

Рассказ «Упразднили!»
Был запрещен Санкт-Петербургским цензурным комитетом по докладу цензора Сватковского: «В рассказе Чехова осмеиваются распоряжения правительства (от мая 1888 года. – Е.Ш.) по поводу отмены чинов майора и прапорщика и запрещения духовенству носить ордена во время церковной службы…»
И отмена чинов, и запрещение носить ордена – просто замечательно, достойно всяческого подражания и в наши дни.

Рассказ «Ворона».
Тут уже Н.А.Лейкин сообщает, что послал рассказ в типографию «скрепя сердце» и выражал надежду, что «он и цензурою не будет пропущен. Судите сами: ведь Вы публичный дом описываете».
Таких бы Лейкиных побольше бы сегодня в отдельных средствАх массовой информации!..

«Унтер Пришибеев»
Рассказ не был пропущен цензурой. Цензор Савтковский в докладе от 18 сентября 1885 года писал: «Статья эта принадлежит к числу тех, в которых описываются уродливые общественные формы, явившиеся вследствие усиленного наблюдения полиции».
(Рассказ пропустил цензор Худеков – в другой газете, и под другим названием.)

«Циник»
Рассказ не был пропущен цензурой (Сватковский) «по тенденциозности, неуместности, обличительному характеру и неприличию». Н.А.Лейкин писал Чехову 10 октября 1885 года: «Случилась беда. <…> Я просил пропустить «Зверей» и утверждал, что это невинный рассказ, но в комитете мне сказали: «Неужели мы не понимаем, что тут речь идет не о зверях!..»

«Сон»
Н.А.Лейкин пишет: «Вам самому лучше его исправить» и дает многочисленные советы.

«Ночь перед судом»
Лейкин писал 6/7 февраля 1886 года: «Решительно не понимаю, добрейший Антон Павлович, что со мной делает цензура. Ваш рассказ, назначенный в № 6 («Анюта». – Е.Ш.), не пропущен…» Далее Лейкин сообщает, что и в предшествовавшем рассказе («Ночь перед судом») какие-то строчки о «внебрачносожительственных намеках» были вычеркнуты цензором».

«Анюта»
Рассказ подвергся цензурным сокращениям. Лейкин: «Пуританство какое-то, непременно хотят, чтобы в рассказах не были люди, состоящем в внебрачном сожительстве, что ли! Черт знает что! Ужасно взбешен…»
***
Вот и думаю, до каких «высот» поднялся бы великий гуманист Антон Павлович Чехов, не вставляй ему палки в колёса злонамеренные цензоры!..

Неактивен

 

#13 2011-02-12 23:02:52

Алиса Деева
Председатель клуба самоубийц
Зарегистрирован: 2006-02-10
Сообщений: 20012
Вебсайт

Re: Из века ХХ в век ХХI. Чехов в Тверском театре драмы

Игорь Мангазеев написал(а):

«Канитель включена Л.Н.Толстым в список лучших рассказов Чехова.

Так себе рассказ, кстати (для Чехова).

Игорь Мангазеев написал(а):

Вот и думаю, до каких «высот» поднялся бы великий гуманист Антон Павлович Чехов, не вставляй ему палки в колёса злонамеренные цензоры!..

Как знать. Как знать. Вдохновение подпитывается противостоянием, а Музы - негативными эмоциями.


Духовные скрепы и стержень
Явил наш великий народ,
Нацизм был в Европе повержен...
Теперь он в России живёт.
Алиса Деева

Неактивен

 

#14 2011-02-14 11:09:54

Игорь Мангазеев
Участник
Откуда: Тверь
Зарегистрирован: 2007-09-21
Сообщений: 375
Вебсайт

Re: Из века ХХ в век ХХI. Чехов в Тверском театре драмы

Алиса Деева написал(а):

Вдохновение подпитывается противостоянием...

Дуализм вне религий моисеевой традиции.

Алиса Деева написал(а):

... а Музы - негативными эмоциями.

Эти Музы, верно, служат Люциферу.

Неактивен

 

#15 2011-02-15 23:02:51

Бикинеев Виталий
Автор сайта
Откуда: Украина
Зарегистрирован: 2006-09-21
Сообщений: 5185

Re: Из века ХХ в век ХХI. Чехов в Тверском театре драмы

Игорь Мангазеев написал(а):

Взял с полки первый попавшийся том Чехова. Оказался 3-й том собрания сочинений из 12-ти томов. Выпущен в
Но что цензоры вменяли в вину А. Чехонте.
Вот рассказ «У предводительши». В 1887 году рассказ запрещён для народных чтений цензором Энгельгартом со следующей мотивировкой: «Автор говорит о панихиде и молебне как-то пренебрежительно и рисует пьяного священника и дьякона».

Ну да, ну да...
Уже в те времена в стране могли быть только "отдельные недостатки", которые сама власть и могла выявить и указать на них.
Остальным положено было петь оды и заздравные гимны или, на худой конец, любоваться природой отечественной средней полосы.

biggrin

150 лет прошло, а прынцип тот же: все, кто не экзальтирован от созерцания родного захолустья - пошляки и дегенераты (а может и переодетые шпиёны). ))


Бикинеев Виталий
Ceterum censeo Carthaginem delendam esse

Неактивен

 

#16 2011-02-16 10:09:43

Игорь Мангазеев
Участник
Откуда: Тверь
Зарегистрирован: 2007-09-21
Сообщений: 375
Вебсайт

Re: Из века ХХ в век ХХI. Чехов в Тверском театре драмы

Всё правильно, всё верно... Но разве Чехов не был сам этатистом?
После процедуры "выдавления рабов" где должны были граждане, ставшие умными и красивыми?

Неактивен

 

#17 2011-02-16 19:36:38

Бикинеев Виталий
Автор сайта
Откуда: Украина
Зарегистрирован: 2006-09-21
Сообщений: 5185

Re: Из века ХХ в век ХХI. Чехов в Тверском театре драмы

Игорь Мангазеев написал(а):

Но разве Чехов не был сам этатистом?

А разве был?

Игорь Мангазеев написал(а):

После процедуры "выдавления рабов" где должны были граждане, ставшие умными и красивыми?

На сколько я понимаю, на этот вопрос у Чехова ответа нет. ))


Бикинеев Виталий
Ceterum censeo Carthaginem delendam esse

Неактивен

 

#18 2011-02-17 17:11:58

Игорь Мангазеев
Участник
Откуда: Тверь
Зарегистрирован: 2007-09-21
Сообщений: 375
Вебсайт

Re: Из века ХХ в век ХХI. Чехов в Тверском театре драмы

Бикинеев Виталий написал(а):

Игорь Мангазеев написал(а):

Но разве Чехов не был сам этатистом?

А разве был?

Это - Одесса!.. preved

Не помню, чтобы Чехов прямо высказывался против самодержавия. Он больше заботился о личном самоусовершенствовании.

Неактивен

 

#19 2011-02-17 17:58:16

Бикинеев Виталий
Автор сайта
Откуда: Украина
Зарегистрирован: 2006-09-21
Сообщений: 5185

Re: Из века ХХ в век ХХI. Чехов в Тверском театре драмы

А разве обязательно открыто высказываться против?

Достаточно честно описывать действительность. А выводы читатель сделает сам.


Бикинеев Виталий
Ceterum censeo Carthaginem delendam esse

Неактивен

 

#20 2011-02-18 13:23:41

Игорь Мангазеев
Участник
Откуда: Тверь
Зарегистрирован: 2007-09-21
Сообщений: 375
Вебсайт

Re: Из века ХХ в век ХХI. Чехов в Тверском театре драмы

Бикинеев Виталий написал(а):

Достаточно честно описывать действительность. А выводы читатель сделает сам.

Читатель сделает вывод, если писатель и НЕчестно "описывает действительность".

Такую Россию, которую нарисовал Чехов, полюбить невозможно. Мои родные бабушки и дедушка не поносили царскую Россию, почему же я должен верить юмористу А.П.Чехову?

Неактивен

 

#21 2011-02-19 13:35:26

Бикинеев Виталий
Автор сайта
Откуда: Украина
Зарегистрирован: 2006-09-21
Сообщений: 5185

Re: Из века ХХ в век ХХI. Чехов в Тверском театре драмы

С такой логикой тягаться очень трудно. )))

И такая логика почему-то характерна именно русским. ))

Мне одно интересно: любовь к государству (любому) не кажется ли Вам одним из видов поведенческой перверсии?

На сколько я понимаю, любить можно (и нужно) свой народ (начиная с семьи) и свою землю-кормилицу. Государство-то тут при чем?

--------
"Я вполне допукаю, о, Волька, что РОНО достойный человек, но разве РОНО освободил меня от тысячелетнего сидения в сосуде?"  smile1

Отредактировано Бикинеев Виталий (2011-02-19 13:43:35)


Бикинеев Виталий
Ceterum censeo Carthaginem delendam esse

Неактивен

 

#22 2011-02-19 15:54:28

Игорь Мангазеев
Участник
Откуда: Тверь
Зарегистрирован: 2007-09-21
Сообщений: 375
Вебсайт

Re: Из века ХХ в век ХХI. Чехов в Тверском театре драмы

Бикинеев Виталий написал(а):

Мне одно интересно: любовь к государству (любому) не кажется ли Вам одним из видов поведенческой перверсии?

neutral smile neutral

Кажется.

Бикинеев Виталий написал(а):

На сколько я понимаю, любить можно (и нужно) свой народ (начиная с семьи) и свою землю-кормилицу. Государство-то тут при чем?

У многих народов, населяющих Россию, никогда не было собственного государства, и они, на мой непросвещённый взгляд, особо не заморачиваются этим обстоятельством. В отличие от Вас.
balloons

Очевидно, что Антон Павлович хотел бы "выдавить раба" из титульной нации.
cry

Неактивен

 

#23 2011-02-19 22:03:46

Бикинеев Виталий
Автор сайта
Откуда: Украина
Зарегистрирован: 2006-09-21
Сообщений: 5185

Re: Из века ХХ в век ХХI. Чехов в Тверском театре драмы

Игорь Мангазеев написал(а):

У многих народов, населяющих Россию, никогда не было собственного государства, и они, на мой непросвещённый взгляд, особо не заморачиваются этим обстоятельством. В отличие от Вас.

Понемногу "заморачиваются". ))  puschkin

Игорь Мангазеев написал(а):

Очевидно, что Антон Павлович хотел бы "выдавить раба" из титульной нации.
cry

Из татар что ли?

Во времена Чехова и до него русские были колонизаторами, но никак не титульной нацией. )))
---------
Понятие титульной нации касается МОНОэтнического государства, коим Российская Ымперия никогда не являлась и до сих пор не является (хотя раздаются голоса "умников" о 80% русского населения на территории РФ, права и интересы которых в конце концов должны соблюдаться).
---------
Как и положено любым колонистам они (русские) были в меньшинстве.
Только благодаря колоссальным усилиям большевиков по перемешиванию всего национального коктейля в рамках СССР и русификации всех уголков Союза удалось создать перевес в пользу т. н. русского народа.

Этнически Вы ведь и сам не русский (судя по фамилии). ))

Собсно говоря, само понятие "русский народ" в современном своём значении не является этническим, это есть порождение Российского государства и порождение весьма свежее: ему не более 300 лет. Именно из государевых людей - крепостных путем крещения и орусачивания "чухны разных помолений" (по высказыванию В. И. Даля в письме к М. А. Максимовичу) был создан великорусский народ, лишенный большевиками "великой" приставки. Точно так же как в своё время из рабов, лишенных каких-либо этнических признаков и отличий, создавал Моисей народ Израиля.
Оба эти народа - плод идеологии и политики, но не генеалогии.

Поный текст письма В. И. Даля М. А. Максимовичу

Отредактировано Бикинеев Виталий (2011-02-19 22:09:04)


Бикинеев Виталий
Ceterum censeo Carthaginem delendam esse

Неактивен

 

#24 2011-02-20 12:24:00

Игорь Мангазеев
Участник
Откуда: Тверь
Зарегистрирован: 2007-09-21
Сообщений: 375
Вебсайт

Re: Из века ХХ в век ХХI. Чехов в Тверском театре драмы

Бикинеев Виталий написал(а):

Этнически Вы ведь и сам не русский (судя по фамилии). ))

У вас напряг со школьной историей. Полистайте учебники, увидите на картах Мангазею - первый русский город в сибирском Заполярье.
neutral cry   neutral


Сказание о Василии Мангазейском - первое литературное произведение Сибири, а сам Василий Мангазейский (юноша из Ярославля) - первый христианский святой, в земле Сибирской просиявший.
applause   

Мой пращур Гордей, получивший родовое прозвище Мангазея, сошёл в Сибирь с Северной Двины (судя по датам, приведённым томским историком Волковым), ещё при Борисе Годунове, а его внуки - конные казаки Якушко и Афонко были первостроителями Томска.
process

Неактивен

 

#25 2011-02-20 12:32:50

Игорь Мангазеев
Участник
Откуда: Тверь
Зарегистрирован: 2007-09-21
Сообщений: 375
Вебсайт

Re: Из века ХХ в век ХХI. Чехов в Тверском театре драмы

Бикинеев Виталий написал(а):

Игорь Мангазеев написал(а):

У многих народов, населяющих Россию, никогда не было собственного государства, и они, на мой непросвещённый взгляд, особо не заморачиваются этим обстоятельством. В отличие от Вас.

Понемногу "заморачиваются".

Похоже, вы думаете, что это хорошо, раз заморачиваются. А по-моему, ни одно государство не заслуживает восхищения - в том числе новоявленнные, появившиеся или появлявшиеся после развала СССР.

neutral

Неактивен

 

#26 2011-02-20 14:11:36

Бикинеев Виталий
Автор сайта
Откуда: Украина
Зарегистрирован: 2006-09-21
Сообщений: 5185

Re: Из века ХХ в век ХХI. Чехов в Тверском театре драмы

Игорь Мангазеев написал(а):

Бикинеев Виталий написал(а):

Этнически Вы ведь и сам не русский (судя по фамилии). ))

У вас напряг со школьной историей. Полистайте учебники, увидите на картах Мангазею - первый русский город в сибирском Заполярье.
neutral cry   neutral

Да нет, с историей у меня как раз всё в порядке.

Просто для начала нам следует определиться с терминологией: что или кого считать русским?  smile

Игорь Мангазеев написал(а):

Похоже, вы думаете, что это хорошо, раз заморачиваются. А по-моему, ни одно государство не заслуживает восхищения - в том числе новоявленнные, появившиеся или появлявшиеся после развала СССР.
neutral

Нет, я не рассматриваю исторические процессы по шкале "хорошо-плохо", т. к. эта шкала весьма субъективна, а, значит, относительна и условна.
Я просто знаю, что у любой причины обязательно есть следствие. И что любые империи рано или поздно разваливаются именно на более-менее моноэтнические составные части. Это объективно закономерный процесс, вот и всё. ))
Если империя создавалась путём войн и многочисленными жертвами, то и развал оной будет сопровождаться войнами и жертвами - баш на баш (исконно русское высказывание в исконно русской Мангазее).  smile1

Отредактировано Бикинеев Виталий (2011-02-20 14:30:37)


Бикинеев Виталий
Ceterum censeo Carthaginem delendam esse

Неактивен

 

#27 2011-02-20 15:07:50

Игорь Мангазеев
Участник
Откуда: Тверь
Зарегистрирован: 2007-09-21
Сообщений: 375
Вебсайт

Re: Из века ХХ в век ХХI. Чехов в Тверском театре драмы

Сказанное Вами достойно обсуждения, но мне не хочется здесь тратить время на офф-топ. Тем более, что всё это обмусолено ещё в годы перестройки.
neutral    neutral    neutral

Неактивен

 

#28 2011-02-21 00:32:17

Бикинеев Виталий
Автор сайта
Откуда: Украина
Зарегистрирован: 2006-09-21
Сообщений: 5185

Re: Из века ХХ в век ХХI. Чехов в Тверском театре драмы

Что ж, давайте "ближе к телу"...

Игорь Мангазеев написал(а):

Ничего удивительного нет в том, что Чуйков обращается с Чеховым так же, как сам Чехов с героями своих произведений. В результате мы почти ничего не помним о великом самопожертвовании разночинцев, нам становятся чужды высокопарные мечтания русской интеллигенции, и мы охотно верим, что вся уездная интеллигенция была скопищем Следователей, Фельдшеров, Дьячков и Землемеров.
Чеховские сочинения открыты для пародирования, более того — они требуют именно такого подхода. Поэтому сегодня Чехова мы читаем и ценим больше, чем многих других русских прозаиков. Жизнь лучше усваивается в чеховском варианте — по-лесному дремучем, почти беспросветном, вполне абсурдном.

А теперь цитата от А. П. Чехова (Книга "Остров Сахалин (Из путевых заметок)". глава 1):

"5 июля 1890 г. я прибыл на пароходе в г. Николаевск, один из самых восточных пунктов нашего отечества. Амур здесь очень широк, до моря осталось только 27 верст; место величественное и красивое, но воспоминания о прошлом этого края, рассказы спутников о лютой зиме и о не менее лютых местных нравах, близость каторги и самый вид заброшенного, вымирающего города совершенно отнимают охоту любоваться пейзажем.

Николаевск был основан не так давно, в 1850 г., известным Геннадием Невельским, и это едва ли не единственное светлое место в истории города. В пятидесятые и шестидесятые годы, когда по Амуру, не щадя солдат, арестантов и переселенцев, насаждали культуру, в Николаевске имели свое пребывание чиновники, управлявшие краем, наезжало сюда много всяких русских и иностранных авантюристов, селились поселенцы, прельщаемые необычайным изобилием рыбы и зверя, и, по-видимому, город не был чужд человеческих интересов, так как был даже случай, что один заезжий ученый нашел нужным и возможным прочесть здесь в клубе публичную лекцию. Теперь же почти половина домов покинута своими хозяевами, полуразрушена, и темные окна без рам глядят на вас, как глазные впадины черепа. Обыватели ведут сонную, пьяную жизнь и вообще живут впроголодь, чем бог послал. Пробавляются поставками рыбы на Сахалин, золотым хищничеством, эксплуатацией инородцев, продажей понтов, то есть оленьих рогов, из которых китайцы приготовляют возбудительные пилюли. На пути от Хабаровки до Николаевска мне приходилось встречать немало контрабандистов; здесь они не скрывают своей профессии. Один из них, показывавший мне золотой песок и пару понтов, сказал мне с гордостью: «И мой отец был контрабандист!» Эксплуатация инородцев, кроме обычного спаивания, одурачения и т. п., выражается иногда в оригинальной форме. Так, николаевский купец Иванов, ныне покойный, каждое лето ездил на Сахалин и брал там с гиляков дань, а неисправных плательщиков истязал и вешал."
(1891-1894 гг.)

Попробуйте, спародируйте...

Под этим отрывком можно поставить сегодняшнюю дату и... всё будет выглядеть так же правдоподобно, и не только для Сахалина, к сожалению..


Бикинеев Виталий
Ceterum censeo Carthaginem delendam esse

Неактивен

 

#29 2011-02-21 14:17:15

Игорь Мангазеев
Участник
Откуда: Тверь
Зарегистрирован: 2007-09-21
Сообщений: 375
Вебсайт

Re: Из века ХХ в век ХХI. Чехов в Тверском театре драмы

Бикинеев Виталий написал(а):

А теперь цитата от А. П. Чехова (Книга "Остров Сахалин (Из путевых заметок)". глава 1.<...>
Попробуйте, спародируйте...

И пробовать не нужно. Это другой жанр, чего их пародировать!..
neutral

Бикинеев Виталий написал(а):

А теперь цитата от А. П. Чехова (Книга "Остров Сахалин (Из путевых заметок)". глава 1):
"Амур здесь очень широк, до моря осталось только 27 верст; место величественное и красивое, но воспоминания о прошлом этого края, рассказы спутников о лютой зиме и о не менее лютых местных нравах, близость каторги и самый вид заброшенного, вымирающего города совершенно отнимают охоту любоваться пейзажем.

Николаевск был основан не так давно, в 1850 г., известным Геннадием Невельским, и это едва ли не единственное светлое место в истории города.

neutral neutral neutral
К этому "единственному светлому месту", видимо, прямое отношение имел мой прапрадед.
rolleyes
В Амурской экспедиции адмирала Г. И. Невельского был кавторанг Николай Константинович Бошняк, из сербов. Мой прапрадед Назар Илларионович Милованов (родился на Тамбовщине в 1840 году, умер в 1916 году) служил в Амурской флотилии. Милован - сугубо сербское имя. Особенно много Милованов и Миловановых в Воеводине.
Воспоминания Чехова - это хорошо, а родовые предания - лучше.
process write

Отредактировано Игорь Мангазеев (2011-02-21 19:10:34)

Неактивен

 

#30 2011-02-21 14:53:31

Андрей Кротков
Редактор
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 2006-04-06
Сообщений: 15500

Re: Из века ХХ в век ХХI. Чехов в Тверском театре драмы

Бикинеев Виталий написал(а):

продажей понтов
Один из них, показывавший мне золотой песок и пару понтов

Виталий, тут явная опечатка. Продавать понты - занятие сугубо современное. А у Чехова имеются в виду панты smile


No creo en Dios pero le tengo miedo

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson