Форум литературного общества Fabulae

Приглашаем литераторов и сочувствующих!

Вы не зашли.

#121 2012-12-04 01:56:47

Елене Лаки
Автор сайта
Зарегистрирован: 2006-05-06
Сообщений: 16283

Re: Спиридон Дрожжин тридцать лет был самым популярным поэтом России.

alv написал(а):

Ну почему, есть. Например, в пещерах есть Чёрный Спелеолог и Добрый Федя. Они со спортивной спелеологией завелись, раньше их не было.

О, это очень хорошо. И как они выглядят, что делают?


Господа, что ж вы так убиваетесь и всё никак не убьётесь?

Неактивен

 

#122 2012-12-04 02:07:23

Елене Лаки
Автор сайта
Зарегистрирован: 2006-05-06
Сообщений: 16283

Re: Спиридон Дрожжин тридцать лет был самым популярным поэтом России.

Юрий Лукач написал(а):

Распугали малый народец, вот он и попрятался. В Исландии, например, есть член правительства, ответственный за переговоры с эльфами. Пока те согласия не дадут, ни ЛЭП, ни дорог не прокладывают.

Молодцы, ирландцы! А Вы помните, Юрий, сказку Гауфа "Холодное сердце"? Там были злой великан Михель Голландец и добрый изящный Стеклянный Человечек. И Стеклянный Человечек являлся не всем, а только рождённым в определённый день и знавшим, как его вызвать, тогда как Михель Голландец предлагал свои услуги направо и налево.
Так и исландский министр, ответственный за переговоры с эльфами,  наверное, человек особенный и знает, как обращаться с эльфами.


Господа, что ж вы так убиваетесь и всё никак не убьётесь?

Неактивен

 

#123 2012-12-04 03:14:25

alv
Редактор
Зарегистрирован: 2006-02-14
Сообщений: 6337
Вебсайт

Re: Спиридон Дрожжин тридцать лет был самым популярным поэтом России.

Елене Лаки написал(а):

alv написал(а):

Ну почему, есть. Например, в пещерах есть Чёрный Спелеолог и Добрый Федя. Они со спортивной спелеологией завелись, раньше их не было.

О, это очень хорошо. И как они выглядят, что делают?

Это очень красивая спелеологическая легенда. Её рассказывать надо с чувством, с толком, с расстановкой. С Вашего позволения, я чуток работу доработаю - и сделаю отдельной темой. Наверное, уже завтра, чтобы не комкать.


Тэг <сарказм> по умолчанию, смайлики по вкусу.

Неактивен

 

#124 2012-12-04 12:14:10

Елене Лаки
Автор сайта
Зарегистрирован: 2006-05-06
Сообщений: 16283

Re: Спиридон Дрожжин тридцать лет был самым популярным поэтом России.

Ну, хорошо, Алексей.  Чем больше тем про нечисть, тем ей приятнее.


Господа, что ж вы так убиваетесь и всё никак не убьётесь?

Неактивен

 

#125 2012-12-04 12:34:01

Юрий Лукач
Автор сайта
Откуда: Екатеринбург
Зарегистрирован: 2009-03-30
Сообщений: 4025

Re: Спиридон Дрожжин тридцать лет был самым популярным поэтом России.

Елене Лаки написал(а):

Юрий Лукач написал(а):

Распугали малый народец, вот он и попрятался. В Исландии, например, есть член правительства, ответственный за переговоры с эльфами. Пока те согласия не дадут, ни ЛЭП, ни дорог не прокладывают.

Молодцы, ирландцы! А Вы помните, Юрий, сказку Гауфа "Холодное сердце"? Там были злой великан Михель Голландец и добрый изящный Стеклянный Человечек. И Стеклянный Человечек являлся не всем, а только рождённым в определённый день и знавшим, как его вызвать, тогда как Михель Голландец предлагал свои услуги направо и налево.
Так и исландский министр, ответственный за переговоры с эльфами,  наверное, человек особенный и знает, как обращаться с эльфами.

Елене, я не специалист по Исландии, но думаю, что кандидатуру этого человека (он не министр, кстати, обычный чиновник) тоже согласуют с эльфами. Приличной нечисти западло общаться с кем ни попадя. smile1

Отредактировано Юрий Лукач (2012-12-04 12:34:28)


Юрий Лукач
To err is human, to forgive, divine.

Неактивен

 

#126 2012-12-04 20:21:48

Елене Лаки
Автор сайта
Зарегистрирован: 2006-05-06
Сообщений: 16283

Re: Спиридон Дрожжин тридцать лет был самым популярным поэтом России.

Юрий Лукач написал(а):

Приличной нечисти западло общаться с кем ни попадя. smile1

Это точно. yesЯ вот припоминаю, что мне мама рассказывала будто бы перед моим рождением видела чёрта (или дьявола уже не помню). Наверное, это был знак, что дочурка станет интересоваться чертовщиной. smile2


Господа, что ж вы так убиваетесь и всё никак не убьётесь?

Неактивен

 

#127 2012-12-05 04:16:55

Андрей Кротков
Редактор
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 2006-04-06
Сообщений: 14627

Re: Спиридон Дрожжин тридцать лет был самым популярным поэтом России.

Елене Лаки написал(а):

Вы сами-то как, Андрей,  - не тоскуете без леших и кикимор?

Лена, мне не раз приходилось сталкиваться с реальными людьми, которые по внешнему облику, манерам и поведению полностью соответствовали этим фольклорным персонажам. В нашей стране скучать не приходится smile


I have graven it within the hills, and my vengeance upon the dust within the rock

Неактивен

 

#128 2012-12-06 14:28:01

Елене Лаки
Автор сайта
Зарегистрирован: 2006-05-06
Сообщений: 16283

Re: Спиридон Дрожжин тридцать лет был самым популярным поэтом России.

Это точно. А как Евгений Лебедев хорошо Бабу Ягу играл:

http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BB … amp;lr=213


Господа, что ж вы так убиваетесь и всё никак не убьётесь?

Неактивен

 

#129 2015-12-12 22:57:32

Игорь Мангазеев
Участник
Откуда: Тверь
Зарегистрирован: 2007-09-21
Сообщений: 284
Вебсайт

Re: Спиридон Дрожжин тридцать лет был самым популярным поэтом России.

ЗАБЫТЫЙ ПОЭТ НИКОЛАЙ СУЛЕЙКИН - ДРУГ СПИРИДОНА ДРОЖЖИНА

Господь, желая всем спасенья,
Послал кусок им трудовой:
Вблизи Некрасина селенья
На речку с малою водой –
Судьба Кашаева призвала…
Постройку там он заложил,
Господь тот труд благословил,
И эта фабрика восстала.


В первый день зимы на заседании Тверского клуба краеведов говорилось о ныне забытом поэте Николае Сулейкине. Он жил в Твери предположительно с 1908 года, возможно, около трёх лет, но забытым оказался основательно и незаслуженно. Три его книги стали библиографической редкостью, до недавних пор их не было ни в одной библиотеке Твери.
Тамара Смирнова, ведущий библиограф ИБО Центральной городской библиотеки имени Герцена, подготовила и представила о поэте биобиблиографический очерк.

http://s017.radikal.ru/i428/1512/78/1515dfcd7a40.png
Николай Михайлович и Анна Гавриловна Сулейкины


http://s018.radikal.ru/i523/1512/7b/85ece4d4c5bdt.jpg
Биобиблиографический очерк создан пока в одном экземпляре


Николай Михайлович Сулейкин родился в Смоленской губернии, в деревне Рогожино (она же Колоколово) Ярыгинской (или Ярычинской) волости Сычевского уезда 15 декабря 1870 года в очень бедной крестьянской семье. Вот как написано в книге В. Русакова “Русские самоучки и самородки”: «Родители Сулейкина вскоре после его рождения выделились из семьи, получив в надел всего только «одну душу» земли. А потому, до постройки своей избы, временно приютились у бабушки Екатерины (по матери), дети которой, т.е. братья матери Сулейкина, люди в высшей степени добрые, помогали им обзавестись домиком и хозяйством».
Николай Михайлович пишет в автобиографии, что отец был малограмотный, мама совсем безграмотная. Условия жизни были тяжелые, нищета проглядывала из каждого угла топившейся по-чёрному курной избы, где они жили всей семьей. Чтобы прокормить семью, отец каждую весну уезжал в Питер на заработки, а мать с детьми обрабатывала небольшой клочок земли. Чтобы не дать умереть с голоду семье, мать разбавляла молоко водой, добавляла в тесто толченый мох. Ни обуви, ни одежды в семье не было. Из-за отсутствия в деревне школы, первые уроки грамоты Николай Сулейкин с братом получил у отставного николаевского солдата, вечно пьяного шинкаря Ивана Тарарушки. У него он выучился читать богослужебную книгу «Часослов» и «Псалтырь». А в 1880 году поступил во вновь открывшуюся церковноприходскую школу. Проучившись три года, Николай Сулейкин уже помогал учителю обучать детей младших классов.
В 1884 году Великим постом Николай едет с отцом в Петербург, где поступает на прядильную фабрику финансиста и промышленника барона А.Л.Штиглица «шнурочником» на прядильные машины. Через полтора месяца дядя Николая, Федор Егорович Сулейкин, взял его на фабрику Торнтона. Работа была нелегкой. Сырость, запах хлора, краски, а также петербургский климат и дизентерия подорвали здоровье Н.М.Сулейкина. Около двух месяцев он пролежал в больнице. Врач рекомендовал ему сменить городскую жизнь на деревенскую. В деревню собралась ехать и его тетка Акулина, которая захватила с собой племянника.
В деревне Сулейкин проболел еще около года, занимался крестьянским хозяйством «до отбывания воинской повинности, т.е. до 1-го ноября 1891 года». В деревне он много читал: «Жажда чтения меня не покидала, я перечитал почти все книги, которые брал из церковной библиотеки, оборудованной свящ. Зыковым».
С 3-го ноября 1891 года служил Николай Сулейкин учеником писаря в управлении Сычевского уездного воинского начальника. Во второй половине 1892 года в Москве он сдал экзамен на звание писаря и был направлен в Тифлис. Во время военной службы на Кавказе он пополнял свое образование чтением книг из штабной библиотеки. Стал писать стихи, записывая их в тетрадь. Увлекся стихами Некрасова. Штабной офицер С.А.Гриневский научил Николая необходимым правилам стихосложения. Бывал Сулейкин и на квартире Гриневского, который «очень ласково принимал начинающего поэта».
20 декабря 1895 года, после окончания военной службы, Сулейкин с рекомендательными письмами Гриневского к своим братьям Сигизмунду и Георгию уезжает в Москву. Благодаря этим письмам поэт 11 марта 1896 года поступает на фабрику Товарищества Высоковской мануфактуры в подмосковном городе Клину - приказчиком по двору на жалованье 20 руб. в месяц. Через полтора года Сулейкина повысили – перевели старшим приказчиком в материальный магазин. В Высоковске Николай Михайлович познакомился со своей будущей женой – Анной Гавриловной Вишняковой, отцом которой был известный аптекарь Гаврила Вишняков. И в 1901 году на свет появилась старшая дочь Вера, в 1906 году - Таисия, затем сын Борис, последней родилась дочь Нина.
В 1902 году Николай Михайлович познакомился с тогда уже широко известным крестьянским поэтом-самоучкой Спиридоном Дмитриевичем Дрожжиным, уроженцем деревни Низовка Тверской губернии. Спиридон Дмитриевич - поэт-самоучка, из семьи крепостного. Сулейкин не раз ездил к нему. С помощью Дрожжина стихи Сулейкина стали пригодны для печати. Содействовал Сулейкину и профессор Московского университета литературовед Александр Иванович Кирпичников, чья дача находилась недалеко от фабрики Товарищества Высоковской мануфактуры.
Николай Михайлович Сулейкин дружил с одним из первых пролетарских поэтов - Егором Ефимовичем Нечаевым, уроженцем Корчевского уезда Тверской губернии. В Герценке сохраняются две небольшие книжки Николая Сулейкина. На издании стихотворений «Колосья» (Москва, 1914) автограф: «Дорогому Егору Ефимовичу Нечаеву на память первого свидания от автора. 8 марта 1915 г. Высоковская м-ра». Другая книжка называется «На родных полях» (стихи и поэма для малых и старых), издана в 1909 году, тоже с автографом: «Дорогому Егору Ефимовичу Нечаеву на добрую память от автора. 8 марта 1915 г. Высоковская м-ра».
Первое стихотворение Сулейкина напечатали в журнале “Русская мысль” (9/1904): «Крестьянин Николай Сулейкин, с Высоковской мануфактуры, просит нас напечатать его стихотворение на смерть А.П. Чехова “По нашей всей земле родной// Молва о смерти пролетела, // Во всех каленою стрелой // В груди поклонников засела…”»
В 1908 году в Твери в Типо-Литографии Н.М.Родионова была напечатана книга Сулейкина «История основания фабрики Товарищества Высоковской Мануфактуры». В предисловии автор пишет: «Только за несколько дней до поступления я узнал, что есть на Святой Руси эта фабрика, и потому с перваго же на нее взгляда я, как и всякий новичок, сильно заинтересовался ею…» Николай Михайлович с уважением отзывается об иностранных предпринимателях. Вот как он пишет о назначенном в ноябре 1882 года на должность директора фабрики великобританском подданном Якове Исаевиче Скидморе: «Неустанными трудами и отличным знанием своего дела Яков Исаевич принес громадную пользу фабрики! Ему, как образцовому директору, экономному хозяину и строгому начальнику, и обязано Товарищество получаемой большой прибылью. Он с раннего утра и до позднего вечера переходит от одного дела к другому, везде отдавая личные распоряжения и указания…». На юбилее Я.И.Скидмора в 1907 года Сулейкин прочитал стихотворение: «Двадцать пять лет пронеслося с тех пор, // Как на Высоковский въехал ты двор, // Взором орлиным окинул завод, - // Как нашу фабрику двинул вперед!» Николай Михайлович с восторгом описывает все новое и передовое, появляющееся на фабрике.
Брошюра была написана в дореволюционный период, поэтому явные факты эксплуатации рабочих фабрики сюда не вошли, скорее, наоборот: «Господь, желая всем спасенья, // Послал кусок им трудовой: // Вблизи Некрасина селенья // На речку с малою водой – // Судьба Кашаева призвала…» После 1917 года брошюра не переиздавалась.
В стихах поэта звучит тема природы, тема крестьянского труда, труда рабочих на фабриках. Немало стихов написано для детей. Одно из стихотворений в сборнике «На родных полях » он посвящает жене Анне Гавриловне Сулейкиной. Стихотворение называется “Крестьянская колыбельная песня”: «Спи, мой ангел, наслаждайся… // Спи, мой голубок! // Силы, мочи набирайся // И расти, сынок!..»

Бедность и нужда, тяжкий труд, грозные испытания для страны – все находит отражение в творчестве поэта.
В стихотворении «Разлука» безысходность гонит парня на заработки в шахту. Прощаясь с девушкой, он обещает вернуться. Но на шахте происходит обвал, и парень погибает: «Поцелуй еще, родимая! // И прощай, душа моя! // Не грусти ты, моя милая, // К Покрову вернуся я…»
А эти стихи посвящены, видимо, Русско-Японской войне: «Прощай, Москва – златые главы, // Уж не увидится с тобой! // Тебе войной прибавим славы, - // А нам лежать в земле сырой! // За Русь мы жизни не жалеем, // Но даром жизнь мы отдадим… // Костьми врага поля усеем // И сами ляжем вместе с ним!»
К тридцатилетию литературной деятельности поэта С.Д. Дрожжина Сулейкин написал стихотворение “С.Д. Дрожжину”: «Там, где Шоша-река // Голубою водой // Отдалась навсегда // Сестре Волге родной…»
На 80-летие Льва Толстого Николай Михайлович также пишет стихотворение “Л.Н. Толстой”. А в начале 1909 года в Москве открылся памятник поэту Гоголю. К этому событию Н.М. Сулейкин создал “На открытие в Москве памятника Н.В. Гоголю”: «…Его безсмертныя творенья // Достойны кисти и резца! // Достоин Гоголь уваженья, // Достоин славы и венца!»
Весной 1903 года умер профессор А.И. Кирпичников. Это печальное событие Сулейкин отразил в стихотворении “На смерть профес. А.И. Кирпичникова”: «Вот прошло сорок дней, // Как не слышу речей // Земли нашей великой учителя!»
Сулейкин был активным членом Суриковского литературно-музыкального кружка, возникшего в 1872 году по инициативе поэта Ивана Захаровича Сурикова. Кружок объединял писателей и поэтов, вышедших из крестьянской среды, певцов и музыкантов из народа. В своих произведениях они выражали настроение народа, его мечты и думы, его горести и заботы. Активными «суриковцами» были С.Д.Дрожжин, М.Л.Леонов, Е.Е.Нечаев…. Именно здесь получил путевку в жизнь молодой Есенин. В 1921 году «суриковцы» вошли во Всероссийский союз крестьянских писателей. А в 1914 г. Суриковскиий литературно-музыкальный кружок издал небольшую книжку стихотворений Сулейкина «Колосья».
Стихотворения  Сулейкина печатались в журналах «Солнышко», «Друг детей», «Пчелка», «Объединение», «Семья охотников», «Колос», «Новый колос», «Дружеские речи», и др., а также в газетах: «Народная газета», «Тверская газета», «Ревельские известия», «Советская республика» и др.
Стихи Сулейкина понятны, самобытны, искренни, идут от души. С большой любовью он рассказывает о природе, о своих чувствах, о любви.
Сулейкин печатался и под псевдонимом «Колоколовский Н.». В газете Богородска (ныне город Ногинск) «Богородская речь» (№ 13 за 24 марта 1913) в разделе «Уездная жизнь» напечатана статья «Вино и карты среди фабричных рабочих(Письмо с фабрики)» за подписью Н. Колоколовского. Можно предположить, что эта статья была перепечатана из журнала «Колосъ», с которым сотрудничал Н.М. Сулейкин. В статье автор рассказывает о том, что на фабрике процветают пьянство и картежные игры: «Фабрика вносит в деревню много разгула. Сильно пьют в наших деревнях, но на фабрике еще больше пьянства. И оно, чем дальше, тем больше развивается. Каждую неделю в получку жалованья на нашей фабрике, находящейся в Московской губ., можно видеть сотню пьяных рабочих. Пьют старые и малые! Горько бывает смотреть на пьяного мальчугана, которому еще нет 17 лет: идет, шатается, ругается, падает!». И заканчивает он статью горькими словами: «И когда подумаешь так о фабричной жизни, то невольно завидно становится смотреть на тех, кто не соблазнился фабричными заработками и остался крестьянствовать в своей деревне, хотя и там жизнь не сладка».
После Октябрьской революции Сулейкин продолжает работать на фабрике заведующим материальным складом. Так он пишет в автобиографии, напечатанной в книге «Современные рабоче-крестьянские поэты» (Иваново, 1925 г.): «За последнее время пишу мало, жизненные заботы препятствуют свободному творчеству и проявлению сокровенных мыслей».
Неудовлетворенность действительностью Николай Михайлович выразил в стихотворении «Экспромт». Его нет ни в одном сборнике. Оно написано рукой Николая Михайловича на почтовой карточке, сохранившейся в архиве правнука поэта - С.А. Буравлева. Датировано стихотворение 17 декабря 1920 года: «Я на вид и угрюм, и суров… // От чего? – Я душой нездоров. // Я душою страдал за народ: // Ненавистен был царский мне гнет! // Ненавижу я гнет и теперь: // Ведь к свободе захлопнулась дверь! // И страдает, как прежде народ // При «свободе» четвертый уж год! // Только видишь один произвол… // Не стыдит их правдивый укор! // Не страшит их разруха страны… // За что гибли Отчизны сыны?! // Я, Володя, тебя вспоминал, // Как в Москве и Сибири страдал… // Сколько сгибло прекрасных людей?! // Не дождусь, брат, свободных я дней… // Вот от этих тяжелых я дум // Я на вид и суров и угрюм!»
В этом стихотворении поэт обращается к Володе. Кто такой Володя - неизвестно. Можно предположить, что это брат Анны Гавриловны Сулейкиной — Владимир Гаврилович Вишняков. Он и его жена Софья Вишнякова были революционерами, находились в ссылке в Сибири. А возможно, он обращается к председателю Совнаркома Владимиру Ильичу Ленину, называя его Володей. Софья Вишнякова после Октябрьской революции работала в отделе народного образования под руководством Надежды Константиновны Крупской, жены Ленина. И в ссылке Софья и Владимир Вишняковы были вместе с Крупской.
Семья Сулейкиных жила в большом фабричном доме № 4 по Первомайской улице в Высоковске. Тоска по деревне, по крестьянскому труду не оставляла поэта. В 20-х годах ХХ века Сулейкины построили дом в деревне Масюгино, что в километре от Высоковска. В конце 1928 года Сулейкин оставляет службу на фабрике и переезжает в деревню. Как вспоминает И. Круглов, бывший председатель колхоза «Тимолрай» (название колхоза слагается из первых букв Тимонинского и Олисовского сельских советов), его встреча с Сулейкиным состоялась в феврале 1931 года на отчетно-выборном собрании членов колхоза. Николай Михайлович работал в правлении колхоза «Тимолрай» учетчиком. Был очень усидчивым, аккуратным, внимательным к колхозникам. Его замечания и предложения всегда были уместны, метки. И. Круглов в статье «Таким он запомнился», напечатанной 22 ноября 1986 года в газете «Серп и молот» отмечает, что Николай Михайлович был беспартийным, однако коммунисты колхоза считались с его мнением, признавали его авторитет.
В деревне Масюгино Сулейкин прожил до конца своих дней. По воспоминаниями родни Николая Михайловича, у него была неплохая по тем временам библиотека: собраны несколько изданий Пушкина, Лермонтова, книги Чехова и его переписка. Имелись книги, подаренные профессором А.И.Кирпичниковым; литературный журнал «Нива», книги по логике (например, “Дедуктивная и индуктивная логика” издания В. Минто, 1884 год). В библиотеке можно было найти труды Платона, Аристотеля, мыслителя XV века Николая Кузанского. Такова была его тяга к знаниям. И, конечно, Николай Михайлович очень хотел, чтобы его жена тоже духовно развивалась. Для этого он, уходя на работу, оставлял для жены домашнее задание, которое включало в себя чтение книг по логике, философии. Но Анна Гавриловна совсем не была склонна к таким серьезным наукам и размышлениям. И прибегала к хитрым уловкам. Как только Николай Михайлович оказывался за порогом, Анна Гавриловна звала Наташу (Н.А. Рябчикова), открывала ей книгу, где рукой Николая Михайловича было отмечено место, которое она должна изучить и вечером обсудить с мужем. Наташа, еще не посещавшая школу, честно читала по слогам эти отрывки, потом пересказывала Анне Гавриловне, которая в это время занималась хозяйством. Вечером, когда Николай Михайлович спрашивал о заданном уроке, Анна Гавриловна говорила: «Ты знаешь, я тебе так благодарна, было так интересно, особенно мне понравилась вот эта мысль...». И озвучивала то, что ей пересказывала маленькая Наташа. Впоследствии О.К. Грекова спрашивала свою маму Н.А. Рябчикову, почему дед просил прочитать, например, Н. Кузанского, что так могло заинтересовать его в трудах философа. Оказывается, его интересовали те идеи, которые можно было приложить к тогдашней советской социальной действительности.
Николай Михайлович Сулейкин – автор совсем немногих книг, но свой след в истории оставил. Его стихи, где-то наивные, с точки зрения современного читателя - не совсем совершенные, никого не оставят равнодушными. Они прошли через его сердце, выстраданы жизнью. Сведения о точной дате смерти Н.М. Сулейкина неизвестны. Предположительно, он умер в начале 1930-х годов прошлого века. Похоронен на деревенском кладбище у с. Шипулино.
Большую помощь в сборе информации о поэте оказали его правнуки Ольга Константиновна Грекова и Сергей Алексеевич Буравлёв, дальняя родственница семьи Сулейкиных - Ольга Николаевна Чернышова, сотрудники библиотек и учебных заведений.
Завершая презентацию очерка, Тамара Смирнова констатирует: «Неизвестные и неподтвержденные факты биографии Сулейкина вызывают интерес и у потомков поэта, и у краеведов. Хочется верить, что через какое-то время пособие будет дополнено и переиздано».
Подготовил Игорь Мангазеев.

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson