Форум литературного общества Fabulae

Приглашаем литераторов и сочувствующих!

Вы не зашли.

#1 2007-07-02 16:06:10

Емельянов Геннадий
Участник
Откуда: Новосибирск
Зарегистрирован: 2007-05-21
Сообщений: 52

От диагностики отбора - к диагностике развития. Часть 1-я.

В сердце диагностики развития стоят идеи Л.С. Выготского о развитии ребёнка, как широком спектре осуществляющихся возможностей и зоне ближайшего развития ребёнка, как ключевом диагностическом принципе его воспитания и обучения. Выготский не раз писал о том, что стоит только взглянуть на ребёнка, и мы увидим, что в нём заключено гораздо больше возможностей жизни, чем те, которые находят своё осуществление, а осуществившееся поведение есть ничтожная часть того, которое реально заключено в виде возможности. Если попытаться вспомнить свою прошлую жизнь, то каждый из нас увидит, что в единой и нераздельной индивидуальности человека, когда он был ребёнком, заключались как бы различные личности. Эта многообещающая неопределённость, по меткому замечанию А. Бергсона, больше всего очаровывает нас в детях. Как это ни грустно звучит, но наш жизненный путь усеян обломками того, чем мы начинали быть и чем мы могли бы сделаться.
       Именно потому, что развитие каждой личности таит самые не предсказуемые возможности, велика опасность ложного прогноза этого развития, основанного на здравом смысле или тестах, используемых для отбора детей по степени выраженности их способностей. Нередко интеллектуальные вундеркинды, дети с ускоренным умственным развитием, бурно стартовав в самом раннем возрасте, угасают, достигнув совершеннолетия. О таких детях Выготский любил повторять, что будущее вундеркинда - в его прошлом. В прошлом остаются дети, которым поспешили выдать вексель будущих Моцартов, Прокофьевых или Байронов, а тем самым, предопределили драматическую судьбу личности с несбывшимися ожиданиями. В истории культуры сохранились сведения о многих детях, судьба которых передаётся сказкой Андерсена о гадком утёнке. Такими "гадкими утятами" были и Эдисон, исключённый за бедность из школы, и Эйнштейн, поздно начавший говорить. Но они выросли и присоединились к лебединой стае человечества, вошли в когорту бессмертных. Они смогли состояться вопреки, а не благодаря общественному приговору, судящему о ребёнке не по его возможностям, а по наличным способностям.
       Разнообразные психологические тесты, исходящие из идеи количественной оценки наличных способностей, представляют собой важные, но только лишь вспомогательные инструменты психологической диагностики разных свойств психического развития ребёнка. В них, как правило, исследователям приходится оперировать со шкалой, в которой отсутствует ноль. Как остроумно заметил один психолог, для того, чтобы получить ноль, пришлось бы градуировать интеллектуальную одарённость от дождевого червя до студента университета. Кроме того, тесты, входящие в диагностику отбора, чаще всего фиксируют количественное отклонение от норм - дефект или дар ребёнка. В результате, ребёнку дают сугубо внешнюю количественную характеристику и начинают изучать сами по себе способность или дефект, вместо изучения личности ребёнка, с той или иной способностью или дефектом. И точно также, как врач, при постановке диагноза интерпретирует показания термометра и рентгеновские снимки, на основе всей системы медицинских знаний, психолог должен исходить при интерпретации результатов диагностики из концепции психологического развития личности.

Неактивен

 

#2 2007-07-02 16:19:49

Андрей Москотельников
Редактор
Откуда: Минск
Зарегистрирован: 2007-01-05
Сообщений: 4124

Re: От диагностики отбора - к диагностике развития. Часть 1-я.

Тебе кРоберту Оуэну (проходил вшколе?). Тот так исчитал: сдетства надо каждому заниматься подвачаса всем. И так досмерти: подвачаса. Подва музицированием, подва точными науками, подва агрикультурой, подва языками - день деньской. Да?


Андрей Москотельников
Видишь этого шмеля? - Он на службе у Кремля!
________________

Неактивен

 

#3 2007-07-02 16:29:48

Емельянов Геннадий
Участник
Откуда: Новосибирск
Зарегистрирован: 2007-05-21
Сообщений: 52

Re: От диагностики отбора - к диагностике развития. Часть 1-я.

А мы на "ты" переходили?

Неактивен

 

#4 2007-07-02 16:33:08

Андрей Москотельников
Редактор
Откуда: Минск
Зарегистрирован: 2007-01-05
Сообщений: 4124

Re: От диагностики отбора - к диагностике развития. Часть 1-я.

Перешли после очередного твоего поста. На Вы.

Отредактировано Андрей Москотельников (2007-07-02 16:34:44)


Андрей Москотельников
Видишь этого шмеля? - Он на службе у Кремля!
________________

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson