Форум литературного общества Fabulae

Приглашаем литераторов и сочувствующих!

Вы не зашли.

#1 2007-03-17 08:23:49

Эльдар
Автор сайта
Откуда: Красноярск
Зарегистрирован: 2006-10-01
Сообщений: 723

ГОЛУБАЯ КРОВЬ

Пролог   
Потемки души человеческой и её светозарные стороны порой настолько причудливо сочетаются в судьбе одного и того же человека, что трудно комментировать что-либо из происшедшего и оставаться при этом действительно справедливым. Поэтому  давайте  помнить евангельскую фразу «Не судите, да не судимы будете…»

«Когда креста нести нет мочи,
Когда тоски не побороть,
Мы к небесам возводим  очи,
Творя молитву дни и ночи,
Чтобы помиловал Господь…»

Эти строки принадлежат перу поэта-лирика, в жилах которого текла голубая кровь, родному внуку, племяннику и двоюродному брату трех российских императоров, автору-переводчику на русский язык шекспировского «Гамлета»( этот перевод до сих пор считается классическим!), современнику и знакомому Петра Ильича Чайковского и Федора Михайловича Достоевского.
Эти строки принадлежат первому «голубому» российского императорского дома, клиенту публичного дома в Нью-Йорке, любителю молоденьких офицеров и опытных банщиков-мужчин, испытывавший не раз сладость «содомского греха», всю жизнь панически боявшемуся разоблачения, и потому - малодушно подвергшему жестокому наказанию  своих же сослуживцев и единомышленников по «голубой стезе».
Эти строки принадлежат блестящему командиру лейб-гвардии Преображенского полка, нежному и заботливому отцу троих дочерей и шестерых сыновей, тишайшему и послушнейшему отпрыску своих родителей, женившемуся не глядя – на кого родители показали, и потому – абсолютно равнодушному к своей супруге..
Эти  стихи принадлежат знаменитому государственному мужу, президенту Академии наук, главному начальнику военно-учебных заведений России, флигель-адьютанту и – генерал-лейтенанту .
Эти стихи принадлежат  терпеливому-монаху, приобщившемуся к тайне великой любви, умершему  со спокойной  умиротворенной душой…
Его звали – Константин Константинович Романов!…

                Драма жизни…
Прежде, чем продолжить повествование о поэте Константине Романове, хотелось бы привести притчу из Евангелия от Луки, ибо она, на мой взгляд, наиболее точно отражает то состояние духа, в котором пребывала всю свою жизнь душа Константина Константиновича…
«И вот женщина того   города, которая была грешница, узнавши, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром;
И, ставши позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.
Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница .
Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель.
Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был 500 динариев, а другой 50;
Но как они не имели чем заплатить, он простил обоим.  Скажи же, который   из них более возлюбит его?
Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил.
Он сказал ему: правильно ты рассудил.» (глава 7 стих37-43)   
Здесь поясняется вполне естественная ситуация: действительно, если ты должен кому-либо очень много (или очень сильно должен, ведь речь может идти не столько о материальных, сколько о моральных долгах!), то и благодарность твоя простившему твои долги неизмеримо больше благодарности того, кто и должен-то  был копейки.
Как же быть тому, чьи долги носят морально-этический характер? Есть ли прощение ему перед Богом? Что должен сделать такой человек, чтобы Бог его вообще простил? Или бездна, разверзшаяся перед ним, абсолютно неотвратима? Вот что говорит об этом Иисус в Евангелии от Луки…
«И обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал; а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла.
Ты целования Мне не дал; а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги.
А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит.
Ей же сказал: прощаются тебе грехи.
И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает?
Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя; иди с миром». (глава 7, стих 44-50)


С той поры, как родиться мне было дано,
Я гуляю себе и брожу, как вино,
И пропившись насквозь, и, скатившись на дно
Ни о чём не жалею как будто бы, но
Закуржавит, заржавит, заржёт, зарычит –
Сумасшедшее сердце в висках застучит...

И привидится то, и припомнится сё,

И причудится, будто и это - не всё...

Я гуляю себе по весёлым стихам.                                                           

По несметным, неслыханным, смертным грехам,
По кружалам, кидалам, бомжам и лохам,
По углам, по друзьям, по душам-потрохам,
По небритым щекам со слезой на губе –
Я гуляю себе, я гуляю себе!..
И покуда я вижу, дышу и живу:
Всё, что было со мной, - предо мной наяву.

    Возможно ли понять другому муку человека, помнящего всё  случившееся в своей жизни, носящего втайне в душе своей весь  ад земной – без всякой возможности поделить эту нечеловечески трудную ношу с кем либо из живущих на земле?.. «прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит.» Многие грехи простятся тому, кто много страдал, но в чьем сердце было много любви…
9 января 1914 года в заснеженном Петербурге на сцене Эрмитажного театра состоялась премьера драмы великого князя Константина Константиновича «Царь Иудейский». Это был плод многолетнего и многотрудного подвига. Больше десятилетия заняла непосредственная  работа по изучению евангельской истории . А шел он к этой мысли – всю жизнь. Бессонными ночами поэт голубой крови мучительно размышлял над судьбой Спасителя человечества и… над своей судьбой. Лучшие специалисты России по библейской истории консультировали его, он изучил гигантское количество богословской литературы, накопленной человечеством за ХIХ веков христианства. Великий князь  кропотливо анализировал древние тексты…
Работа над драмой о последних днях земных, о страданиях и смерти человека по имени Иисус, о чудесном воскрешении Его – именно эта работа стала в последние годы жизни смыслом существования самого Константина Константиновича, тем смыслом, который давал надежду на прощение многого в  его далеко непростом прошлом.
    Всем сердцем он благодарил Господа, милосердно позволившего ему завершить свой титанический труд… Увы, но время неумолимо к человеческим судьбам, и уже в следующем после премьеры «Царя Иудейского» году, Константин Константинович скончался. До последних мгновений жизни в его сердце оставались только благодарность  Богу и любовь… 
                   
«Гамлет» в России.   
    Неспроста духовные искания привели когда-то великого князя к мысли о переводе на русский язык шекспировского «Гамлета». Но разница во времени между мечтаниями и их реализацией равнялась десятилетию! Только в 1900 году «Гамлет» в переводе Константина Романова был издан  …О эти  знаменитые «К.Р.»! Кто же не знал тайну  инициалов великого князя в российской империи!!!
Константин Константинович, не раз лично бывавший в Англии, разумеется, с детства блестяще владел языком жителей «туманного Альбиона». И, несмотря на это, он постоянно терзал  как себя, так и многих близких и дальних своих родственников из европейских монарших домов бесконечными уточнениями значений тех или иных шекспировских слов и выражений. Порой он буквально изводил их своей дотошностью. И тем… приходилось терпеть.
При этом следует учитывать, что и сама королева Великобритании Виктория
( знаменитая «европейская бабушка» практически всех правящих домов Старого Света) тоже приходилась ему родственницей по крови!..
О том, насколько высоки были  требования, предъявляемые к себе и (прежде всего!) к своему литературному творчеству поэтом Романовым, в Петербурге знали многие  и большая часть публики с пониманием относилась к этому факту.  Прежде чем написать хотя бы одну  строчку своего перевода  Константин Константинович старался мысленно представить себе её бессчётное количество раз! Он должен был непременно убедиться в её безупречном звучании, в её максимально близком смысловом, фонетическом и эстетическом соответствии языку оригинала. И в этом  он никогда не давал себе ни спуску, ни пощады.
Вильям Шекспир, наряду с Александром Сергеевичем Пушкиным, являлся в глазах Константина Константиновича бесспорным гением всего  просвещенного человечества. С неизгладимым стыдом и беспощадной откровенностью художника великий князь вновь и вновь изобличал себя в том, что не может освободиться от острого чувства  зависти перед  титанами всемирной поэзии, укорял себя за это жесточайшим образом, без всякого снисхождения … Не раз, в бессилии опуская голову  перед лучезарным гением, он признавал, что в оригинале тексты Шекспира звучат куда выразительнее всех его переводов, и всё же…
Пусть мы все понимаем, что фигура Константина Константиновича несравнима с именами и деяниями его кумиров, но всё же: на мой взгляд, следует признать, что по своему земному предназначению, по призванию Романов и ныне безусловно должен быть признан всеми – поэтом.
По крайней мере до сих пор ( хотя минуло больше столетия!) в мировом шекспироведении русский текст «Гамлета», перевод которого был осуществлен  великим князем, вполне заслуженно считается классическим…

                Одиночество.
Всю свою жизнь великий князь Константин Константинович был безнадежно влюблен в русскую словесность и особенно - в поэтическое слово и чувство. Но в родной семье увлечение его никогда не находило понимания. В лучшем случае над ним молчаливо посмеивались, как над сумасбродным чудаком. Супруга поэта, Елизавета Маврикиевна  (Елизавета-Августа-Мария-Агнесса Саксен-Альтенбургская, немецкая принцесса, в романовской среде её прозвали Маврой) была весьма и весьма далека от того мира литературы, которым жил и дышал её муж. Она могла позволить себе равнодушно заснуть посреди литературного чтения, которое, дабы пробудить в ней хоть какой-то интерес к искусству, пытался устраивать для неё супруг в самом начале их совместной жизни. Позже он отказался от этого бесполезного душераздирающего занятия.
Дома, среди своих, он испытывал полнейшее духовное одиночество и ледяную пустоту непонимания. И потому его никогда не тянуло домой. Лучше пропадать днями и ночами на работе, лучше проводить время с чужими людьми, чем возвращаться в эту каждодневную казнь к равнодушным стенам, предметам и людям, которые вроде бы и родные по крови, но абсолютно чужды тебе по духу. Возможно, что и это толкало его на те тайные ужасные поступки, о которых после он стыдился напомнить даже самому себе. Какое-то безысходное непонятное окружающим отчаяние проскальзывало порой в его взгляде, оно душило его, укорачивая  саму его жизнь...

«Я не могу писать стихов,
Когда встречаюся порою
Средь всяких дрязг и пустяков
Со лживой пошлостью людскою.
Я говорил себе не раз:
Оставь, не обращай вниманья!
Смотри, не каждый ли из нас
Несовершенное созданье?..»

Не было часа, когда бы великий князь не помнил о тех неимоверно дорогих и счастливых мгновениях своей жизни, в которые ему  довелось непосредственно общаться с гениями русской литературы и классической музыки Федором Михайловичем Достоевским и Петром Ильичом Чайковским. Он познакомился с Достоевским в последние годы жизни великого русского писателя, будучи сам ещё в весьма юном возрасте. И память о тех встречах, и скорбь о той утрате (в начале 1881 года Федор Михайлович скончался) сохранил навсегда... О том, как умирал в октябре 1893 года Чайковский, какие невыразимые мучения от бессилия помочь чем-либо своему дорогому другу испытывал при этом лично он, один из самых известных представителей царствующего дома, -   Константин Константинович с болью в сердце вспоминал по прошествии множества лет...
Чем ближе подступала осень жизни к порогу дома великого князя, тем острее ощущал он свое одиночество на этой земле.
               
Перед Вечностью.
Однажды, достигнув возраста Иисуса Христа, великий князь записал в своем дневнике: «Призвание поэта для меня высшая и святейшая из обязанностей». Он должен был бы родиться и жить в иной среде. Там же, где по Божьему провидению, оказалась его душа, всё было ему чуждо.
Его творчество получило отзвук в литературной жизни России тех лет. В журналах и газетах публиковались рецензии и отклики на его произведения. Такие выдающиеся мастера поэтического слова, как А.Н. Майков и А.А. Фет в своих письмах одобрительно отзывались о стихах Константина Константиновича.
Подобно И.А.Гончарову, тоже когда-то писавшему великому князю теплые отзывы,  поэт Константин Романов в юношеском возрасте в 1876-77 годах совершил кругосветное плавание на фрегате «Светлана». Память о том далеком и опасном путешествии по самым дальним морям и океанам, об удивительных встречах в пути, о заморских берегах, о людях, нравах и обычаях разных народов, он пронес через всю свою жизнь.
Книги стихов Константина Константиновича пользовались определенной популярностью в литературных кругах. Стихи его являлись отражением страданий души, поскольку муки совести угнетали его непрестанно.… Судите об этом сами.  Вот как он описывает  своё душевное состояние:

«О, если б совесть уберечь,
Как небо утреннее, ясной,
Чтоб непорочностью бесстрастной
Дышали дело, мысль и речь!..»

Но, увы, порой жизнь не дает человеку подобной возможности, а мечта хотя остается  прекрасной, но всё же… недосягаемой и неосуществимой . Поэт передает эти свои чувства посредством описания природной стихии. Вероятно, он чувствовал родственность происходящего в душе с событиями, свершающимися на небесах:

«Но силы мрачные не дремлют,
И тучи – дети гроз и бурь –
Небес приветную лазурь
Тьмой непроглядною объемлют…»

На исходе дней своих земных - с какими мыслями покидал наш грешный мир поэт Константин Романов? Какой виделась  ему, голубой крови российской императорской династии, тогда, в 1915 году, будущность предстоящей эпохи? ..
Он ушел в период последнего предгрозового затишья царской России. Уже вовсю полыхала первая мировая война. Но никто на свете (даже Ленин!) ещё и во снах своих не подозревал: какие события, подобно землетрясению, обрушатся в скором времени на весь мир, похоронив под обломками прошлого и царскую семью, и всю прежнюю Россию…
Думается, что в одном из своих стихотворений  «К.Р.» удалось выразить самое главное и сокровенное: что бы ни случилось на земле,   в любые тяжелые времена, пока жива надежда на прощение перед Богом , на  бескорыстную любовь ко всему живому, на искупление – мир устоит перед любой самой враждебной стихией. Ибо самый последний, и самый важный бастион в борьбе со Злом и Тьмой – это душа человеческая…
Завершаю свой короткий рассказ о выдающемся представителе дома Романовых , о поэте и человеке Константине Константиновиче, строками его стихов. Найдут ли они в вас, друзья мои, отклик?.. Во всяком случае – надеюсь на это.

«Научи меня, Боже, любить
Всем умом Тебя, всем промышлением,
Чтоб и душу Тебе посвятить,
И всю жизнь с каждым сердца биением.
Научи Ты меня соблюдать
Лишь Твою милосердную волю,
Научи никогда не роптать
На свою многотрудную долю.
Всех, которых пришел искупить
Ты Своею Пречистою Кровью,
Бескорыстной, глубокой любовью
            Научи меня, Боже, любить».


Эльдар
Никто нигде никогда никому ничего не должен

Неактивен

 

#2 2007-03-18 00:23:56

Ксения
Автор сайта
Откуда: Санкт-Петербург, Россия
Зарегистрирован: 2006-08-25
Сообщений: 2056

Re: ГОЛУБАЯ КРОВЬ

Хорошее эссе...

Неактивен

 

#3 2007-06-28 18:00:13

Tina Schott
Автор сайта
Откуда: Германия, Аугсбург
Зарегистрирован: 2006-06-12
Сообщений: 1898

Re: ГОЛУБАЯ КРОВЬ

Эльдар!
Огромное спасибо за глубину и чувства, разбуженные в моей душе....
Спасибо за знания и умение образно их донести до читателя.
Пожалуй, цвет крови роли не играет....

Счастье и несчастье - одна пара лыж....
Творчества полётного,
Ти


Тина Шотт
Нет! Только не попасть к обыденности в плен...
Не задремать у сытости в подушках!

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson